«Абу Ханифа ан-Нугман ибн Сабит был абсолютный гений. Он являл собой редкий пример добросовестного и щедрого человека, равно преуспевшего в фикхе и богослужении. Он появился на свет в 80-м году по хиджре (согласно одной из трех предполагаемых дат его рождения), видел Анаса (да будет доволен им Аллах) и скончался в 150-м году по хиджре».
(Аз-Захаби, «Аль-Ибар», 1:214)
Именитые саляфы-знатоки хадисов и фикха восхваляли познания имама Абу Ханифы в фикхе, многие из них называли Абу Ханифу величайшим факихом, которому не было равных среди современников. «Фикх» буквально означает «понимание» — способность верно толковать шариатские тексты и выносить согласно им решения. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кому Аллах желает блага, Он дает понимание (фикх) религии» (Бухари, Муслим). Также передано от Пророка (мир ему и благословение Всевышнего): «Аллах освещает (озаряет) лицо того, кто услышав хадис, запоминает его и после передает. Зачастую обладатель знания (фикха) передавал его более знающему. (Ахмад, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа). Два этих хадиса наглядно показывают то, что фикх дарует Аллах и обладание им зависит от передачи шариатских знаний.
АБУ ХАНИФА, ВЕЛИЧАЙШИЙ ФАКИХ
Приведу оригинальные высказывания о фикхе Абу Ханифы нескольких видных имамов из поколения саляфов:
Аль-Хатиб аль-Багдади передает: “Аль-Халляль сообщил от аль-Харири, что аль-Нахаи рассказывал: “Умар ибн Шихаб аль-Абди говорил, что Джандаль ибн Уалик передал от Мухаммада, как Ибн Бишра говорил:
«Я часто бывал у Абу Ханифы и Суфьяна. Однажды я пришел к Абу Ханифе, и он спросил у меня: «Откуда ты?» Я ответил: «От Суфьяна». Он сказал: «Безусловно, ты был в компании такого человека, что если бы Алькама и аль-Асуад были живы, то желали бы его одобрения». После я отправился к Суфьяну, и он в свою очередь спросил: «От кого ты пришел?» И я ответил: «От Абу Ханифы», — на что он ответил: «Поистине, ты был в компании лучшего факиха из ныне живущих»””.
(Тарих Багдад, 15:471)
Доктор Башшар Аввад Маруф, автор книги «Тарих Багдад», комментирует: «Иснад достоверен (сахих), и передатчики надежны (сика)».
Аль-Хатиб аль-Багдади передает нам: “Аль-Халляль сообщил, как аль-Харири передал им от ан-Нахаи, поведавшем им, что Мухаммад ибн Али ибн Аффан передал, как Абу Курайб сообщил им: “Я слышал, как Абдаллах ибн аль-Мубарак говорил (здесь аль-Хатиб упоминает вторую цепочку передатчиков для того же повествования):
“Я знал самых благочестивых и набожных, самых честных и совестливых, самых ученых и знающих, а также лучших факихов. Самым благочестивым был Абд аль-Азиз ибн Аби Рауад, самым скрупулезным — Фудейль ибн Ияд, самым знающим — Суфьян ас-Саури, а лучшим факихом был Абу Ханифа”. После он добавил: “Я не встречал равных ему в фикхе”””.
(Тарих Багдад, 15:469)
Доктор Башшар Аввад Маруф комментирует: “Цепь передатчиков достоверна (сахих)”.
Аль-Хатиб аль-Багдади передает, что Абу Нуайм сообщил: Мухаммад ибн Ибрахим ибн Али передал, как Абу Аруба аль-Харрани говорил: «Я слышал, как Саляма ибн Шабиб говорил: «Я слышал, что Абд ар-Раззак передал от Ибн аль-Мубарака, сказавшего:
«Если кто и имел право выносить решения согласно своему мнению, то этим человеком был Абу Ханифа».
(Тарих Багдад, 15:471)
Доктор Башшар Ауад Маруф сообщает, что иснад достоверен и передатчики надежны.
Аль-Хатиб аль-Багдади передает: “Аль-Хусейн ибн Али ибн Мухаммад аль-Муаддаль донес до нас, что Али ибн аль-Хасан ар-Рази передал, Мухаммад ибн аль-Хусейн аз-Зафрани передал, как Ахмад ибн Зухейр рассказал, что аль-Уалид ибн Шуджа передал нам: “Али ибн аль-Хусейн ибн Шакик довел до нас, что Абдуллах ибн аль-Мубарак сказал:
«Когда мнения этих двоих (подразумевая ас-Саури и Абу Ханифу) сходятся в каком-то вопросе, это и есть сильное мнение»””.
(Тарих Багдад, 15:470)
Доктор Башшар Аввад Маруф сообщает, что иснад достоверен (сахих) и передатчики надежны.
Аль-Хатиб аль-Багдади передает, что Абдуль-Баки ибн Абдуль-Карим аль-Муаддиб рассказал, как Абдур-Рахман ибн Умар аль-Халляль передал, как Мухаммад ибн Ахмад ибн Якуб ибн Шайба передал, что его дедушка сообщил, как Якуб ибн Ахмад рассказал ему:
«Я слышал, как Хасан ибн Али говорил: “Я слышал, как Язид ибн Харун на вопрос: «О Абу Халид! Кто был лучшим в фикхе из всех, кого ты встречал?» — ответил: «Абу Ханифа». Аль-Хасан сказал: «Я спросил Абу Асыма ан-Набиля: «Абу Ханифа более сведущ в фикхе, чем Суфьян ас-Саури?» — и он ответил: «Раб Абу Ханифы — лучший факих чем Суфьян!»”
(Тарих Багдад, 15:468)
Доктор Башшар Аввад Маруф пишет, что иснад хороший (хасан). Само собой, утверждение Абу Асима ан-Набиля не стоит воспринимать буквально, но оно подчеркивает превосходство Абу Ханифы над Суфьяном ас-Саури в фикхе.
Аль-Хатиб передает: “Кади Абу Джафар Мухаммад ибн Ахмад ибн Мухаммад ас-Симнани донес до нас, что Исмаиль ибн аль-Хусейн ибн Али аль-Бухари аль-Захид передал нам, что Абу Бакр Ахмад ибн Саад ибн Наср передал нам, что Али ибн Муса аль-Кумни передал нам, что Мухаммад ибн Саадан передал мне: “Я слышал, что Абу Сулейман аль-Джузжани сказал, что слышал, как Хаммад ибн Зейд говорил:
«Я собрался в хадж и пришел к Айюбу ас-Сахтияни, дабы попрощаться, он сказал мне: «До меня дошло, что богобоязненный человек, куфийский факих (имея в виду Абу Ханифу) совершает хадж в этом году. Когда вы встретите его, передайте ему мои приветствия»”””.
(Тарих Багдад, 15:467)
Доктор Башшар Аввад Маруф считает цепочку передатчиков хорошей (хасан).
Аль-Хатиб аль-Багдади передает: “Абу Нуайм передал нам, что Ибрахим Абдуллах аль-Асбахани сообщил, как Мухаммад ибн Исхак ас-Сакафи говорил, что аль-Джаухари передал им от Абу Нуайма: “Он сказал
«Абу Ханифа отличался глубокой проницательностью в правовых вопросах»””.
(Тарих Багдад, 15:472)
Доктор Башшар Аввад Маруф передает, что иснад достоверен (сахих).
Ибн Хиббан (умер в 354-м году по хиджре) под биографией Али ибн Мабад ибн Шаддад аль-Абди аль-Мисри в книге “Аль-Сикат” (8:467) рассказывал:
“Абд аль-Малик ибн Мухаммад ибн Сумай рассказывал мне в Сайде, что аль-Музани передал нам, как Али ибн Мабад передал от Убайдуллаха ибн Амра, который сказал:
«Аль-Амаш сказал Абу Ханифе: «О Нуман! Каково твое мнение по такому-то вопросу?» Он ответил: «Такое-то». «На чем оно основано?» —продолжил Аль-Амаш. Абу Ханифа сказал: «Вы передали нам от такого-то и такого-то». Аль-Амаш произнес: «О факихи! Вы доктора (вы лечите), а мы фармацевты (мы назначаем лечение)»”.
Все передатчики в этой цепочке достойны доверия, кроме шейха Ибн Хиббана.
Абу Ибрахим Исмаиль ибн Яхья аль-Музани (175-264 по хиджре), знаменитый ученик имама Аш-Шафии, дядя имама ат-Тахави, по мнению Ибн Юнуса достиг степени достойного доверия.
Али ибн Мабад ибн Шаддад аль-Абди (умер в 218-м году по хиджре), передававший от Абу Дауда и ан-Насаи, был ханафитом и составил “Аль-Джами аль-Кабир” и “Ас-Сагир” по полученным сообщениям от Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани, его посчитал достигшим уровня достойного доверия (сика) Абу Хатим (Тахзиб ат-тахзиб, 7:384-5).
Убайдаллах ибн Амр ибн Абиль Уалид аль-Асади (104-180), передатчик, упоминаемый в шести сборниках хадисов, достиг уровня достойного доверия (сика) по мнению ан-Насаи, Абу Хатима, Ибн Саада, Ибн Маина и других (Тахзиб ат-тахзиб, 7:42-3).
Шейх Ибн Хиббана — Абдуль-Малик ибн Мухаммад ибн Сумай (умер в 309-м году по хиджре) на самом деле является Абдуль-Маликом ибн Махмудом ибн Ибрахимом ибн Мухаммадом ибн Исой ибн аль-Касимом ибн Сумайем Абуль-Уалидом аль-Кураши. Его упоминает Ибн Асакир в «Тарих Димашк», исправив «Мухаммад» на «Махмуд». Его надежность неизвестна, поскольку нет сообщений о том, чтобы кто-то критиковал его или восхвалял. Он был маджхуль аль-халь (тот, чья репутация не подтверждена). Как бы то ни было, многие проверенные передатчики сообщали от него, включая Ибн Хиббана и известного имама Ибн ас-Сунни, чье имя Ибн Асакир назвал среди числа передатчиков (Тарих Димашк, 37:108-10). Подобные передатчики зовутся «мастур» (скрытые). Большинство ученых принимает сообщения от них, так как многие передатчики в двух “Сахихах” — мастур. Аз-Захаби говорил: «Преобладает следующее мнение — если от какого-то шейха берется мнение и этот шейх не передает отмененные хадисы, то его хадисы считаются сахих» (“Мизан аль- и’тидаль» в биографии Малика аль-Хайра аз-Зияди аль-Мисри). Следовательно, эта передача достоверна согласно принципу большинства.
Ибн Хаджар аль-Аскаляни рассказывал, что его ученик ас-Сахави передал: «Если передатчика, чье состояние (надежность) неизвестно, не критиковали и не признавали, и его шейху (наставнику) и тому, кто передавал от него, можно доверять, с условием, что он не передавал отмененные хадисы, то словам этого передатчика можно доверять согласно Ибн Хиббану» (Фатх аль-мугис). Это именно тот случай, когда и шейх Абдуль-Малика и те, кто передает от него (к примеру, аль-Музани и Ибн Хиббан), — факихи, что делает передачу достоверной согласно мнению Ибн Хиббана.
Эта же самая цепочка от аль-Амаша немного иначе сформулирована аль-Хатибом аль-Багдади в книге «Аль-Факих уаль-мутафакких» и Ибн Абдуль-Барром в книге «Джами баян аль-ильм уа фадлих» с различными передачами, восходящими к Али ибн Мабаду, после которого последовательность сохраняется. Несмотря на то что в обеих цепочках есть слабые передатчики, они могут быть использованы в качестве вспомогательных.
Поэтому цепочка передатчиков достойна доверия, что доказывает превосходство в фикхе среди более взрослых мухаддисов его времени и даже среди тех мухаддисов, от кого он передавал, что соответствует словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Зачастую обладатель фикха передает его более сведущему в фикхе». По аналогии имама аль-Амаша, как доктора в общих чертах осведомлены о лекарственных средствах, хоть сами они не производят и не назначают их, так Абу Ханифа знал множество хадисов, хоть и не передавал их. Он выносил решения, в большинстве своем из области фикха. Эта передача так же, как и многие другие, указывает на то, что Абу Ханифа брал хадисы выдающихся передатчиков хадисов своего времени.
Аль-Хатиб аль-Багдади передает: “Али Ибн Аби Али сообщил, что Абу Али Ахмад Ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Исхак аль-Муаддаль ан-Найсабури передал им: “Он сказал, что Абу Хамид Ахмад ибн Мухаммад ибн Биляль передал, что слышал, как Мухаммад ибн Язид говорил, что слышал, как Абдуллах ибн Язид аль-Мукри говорит:
“Я не видел другого темноволосого человека с большими знаниями в фикхе, чем у Абу Ханифы”””.
(Тарих Багдад, 15:472)
Исходя из того, что один из передатчиков в цепочке определен (Мухаммад ибн Язид), цепочка достоверна или неизвестна, следовательно слаба:
Али ибн Абу Али — это Али ибн аль-Мухассин аль-Касым ат-Танухи (365-447 по хиджре), чье мнение правдиво согласно аль-Хатибу (Тахир Багдад, 13:604-5);
Ахмад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Исхак ан-Найсабури (умер в 383-м году по хиджре) — ханафитский шейх, достигший высшего уровня в фикхе по мнению аль-Хатиба и ат-Танухи (Тарих Багдад, 6:260-1);
Абу Хамид Ахмад ибн Мухаммад ибн Яхья ибн Биляль аль-Кашшаб (ум. 330) был из числа авторитетнейших и надежных передатчиков (Аль-Ансаб, 5:120);
“Мухаммад ибн Язид” — это, вероятнее всего, Мухаммад ибн Абдуллах ибн Язид (умер в 256-м году по хиджре), известный передатчик от Абдуллаха ибн Язида аль-Мукри (Тахзиб ат-тахзиб, 9:284), достигший уровня достойного доверия (сика) по мнению Ибн Абу Хатима, Насаи, Халили и Маслямы ибн аль-Касыма.
Аль-Хатиб аль-Багдади передает, что ас-Сумари поведал им: «Мы читали у аль-Хусейн ибн Харуна от Абуль-Аббаса ибн Саида, который говорил: «Ибн Валид передал нам от Мухаммада ибн Исхака аль-Бальхи, который слышал , как аль-Хасан ибн Мухаммад аль-Лайси говорил:
“Я прибыл в Куфу и спросил самого религиозного жителя, и меня направили к Абу Ханифе. Когда я был в Куфе, уже будучи пожилым человеком, и спросил наилучшего факиха среди куфийцев, меня вновь отправили к Абу Ханифе”””.
(Тарих Багдад, 15:482)
Доктор Башшар Аввад Маруф коментирует: «Иснад хороший (джеййид)». “Аль-Хасан ибн Мухаммад аль-Ляйси был кадием Мерва, и Абдуллах ибн аль-Мубарак положительно отзывался о нем” (Ибн Хиббан, Китаб ас-сикат, 8:168)
(Тарих Багдад, 15:474)
Доктор Башшар Аввад Маруф говорит, что иснад достоверный (сахих).
Аль-Хатиб аль-Багдади передает, что Али ибн аль-Касим сообщил им, как Али ибн Исхак аль-Мадараини передал, что Закарийя ибн Абдур-Рахман рассказал им, что Абдуллах ибн Ахмад передал от Харуна ибн Саида (аль-Айли), что тот слышал, как аш-Шафии сказал:
“Я не встречал никого более сведущего в фикхе, чем Абу Ханифа”.
(Тарих Багдад, 15:474)
Аль-Хатиб комментирует, что под «я не встречал» он подразумевал «я не знаю». Доктор Башшар Аввад Маруф комментирует, что иснад достоверный (сахих).
То были высказывания величайших представителей первых поколений: Ибн аль-Мубарака, Язида ибн Харуна, Суфьяна ас-Саури, Абдуллаха ибн Язида аль-Мукри и имама аш-Шафии (и людей Куфы в целом), отзывающихся о фикхе Абу Ханифы наилучшим образом, что в очередной раз доказывает, что имаму Абу Ханифе не было равных в фикхе среди его современников. Никто другой, достигший уровня машхур и мутаватир среди саляфов, не обладал тем же уровнем знаний в этой области, коим обладал имам Абу Ханифа по милости Аллаха.
После цитирования вышеупомянутых передатчиков алляма Зафар Ахмад аль-Усмани говорил:
“Не секрет, что понимание фикха невозможно без заучивания хадисов, цепочек передатчиков, высказываний сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и табиинов, их разногласий, а также без сведений об отмененных текстах из Сунны. Ввиду того что ученые были единогласны по поводу фикха Абу Ханифы, считая его лучшим из всех, они также признавали его как хафиза и собирателя хадисов в равной степени”.
Каваид фи улюм аль-хадис, с. 314.
Метод имама Абу Ханифы в фикхе
На отличное знание Абу Ханифой священных текстов указывает особый метод, которым он руководствовался, вынося решения по шариатским вопросам, основываясь на достоверную Сунну и мнения сподвижников, как он сам заявлял:
Хафиз ибн Абдуль-Барр передает, что Абд аль-Уарис сообщил, что Касим передал от Ахмада ибн Зухайра, что Яхья ибн Маин сообщил, как Убайд ибн Абу Курра передал от Яхьи ибн Дурайс, который сказал: «Я был в компании Суфьяна ас-Саури, когда к нему пришел очень набожный и знающий человек, и он сказал: «О Абу Абдуллах! Что ты имеешь против Абу Ханифы?» Тот спросил: «Что же?» И он ответил: «Я слышал, как Абу Ханифа произнес нечто глубокое и осмысленное:
«Воистину, я беру мнения из Книги Аллаха, когда нахожу их. В тех случаях, когда я не встречаю их там, я обращаюсь к Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) и его достоверным хадисам, которые пронесли и распространили авторитетные люди среди надежных братьев и сестер. Если же я не нахожу ответа ни в Книге Аллаха, ни в досточтимой Сунне, я беру мнения сподвижников (принимая и оставляя те мнения, которые пожелаю). Кроме того, я не меняю их мнения на чье-то иное. Если правовой вопрос восходит до Ибрахима, аш-Шааби, аль-Хасана, Ата, Ибн Сирина, Сади ибн аль-Мусайяба — и он перечислил других ученых — людей, совершавших иджтихад, то ведь и я способен на иджтихад.
Цитата Абу Ханифы из «Аль-Интика»
Из-за услышанного Суфьян долгое время хранил молчание, а позже на одном из собраний произнес слова, которые сохранились лишь на письме: «Мы слышим резкие слова, и страх овладевает нами. Мы слышим мягкую, плавную речь и желаем ее. Мы не судим ни живых, ни мертвых. Мы принимаем то, что слышим. И мы вверяем то, что мы не знаем, знающему и ставим наше мнение под сомнение в пользу их мнения» (Аль-Интика фи фадаиль аль-аимматис-салясат аль-фукаха, с. 264-5).
Цепочка передатчиков достоверна:
Абд аль-Уарис ибн Суфьян аль-Куртуби (умер в 395-м году по хиджре) достиг уровня достойного доверия по мнению аз-Захаби в книге “Сияр алям ан-нубаля” (Мисбах аль-ариб, 2:297);
Аль-Касым ибн Асбаг аль-Куртуби (247-340), которого аль-Аскаляни считал «выдающимся хафизом» и «мухаддисом Кордовы», был справедливым и достойным доверия человеком (Лисан аль-мизан, 6:367-8);
Ахмад ибн Зухейр ибн Харб (умер в 299-м году по хиджре) слыл надежным человеком согласно ад-Даракутни и Хатибу;
Убайд ибн Аби Курра был шейхом Ахмада ибн Ханбаля и слыл надежным человеком согласно мнению Якуба ибн Шайба и Яхьи ибн Маина (Тарих Багдад, 12:386-9);
Яхья ибн ад-Дурайс (ум. в 203-м году по хиджре) — передатчик хадисов от имама Муслима и авторитетный факих по сообщениям Ибн Маина (Тахрир ат-Такриб 4:89).
Аль-Хатиб аль-Багдади передал это же сообщение с другой цепочкой до Яхьи ибн Маина, после которого последовательность та же, и доктор Башшар Аввад Маруф называет это сообщение сахих, а передавших его считает достойными доверия и уважения (Тарих Багдад, 15:504).
Другие сообщения имама Абу Ханифы с похожими формулировками переданы в книге «Аль-Интика» Ибн Абд аль-Барра (с. 266-7). Комментарии имама Абу Ханифы по поводу его принципа вынесения решений развенчивают утверждения некоторых о том, что в большинстве случаев имам опирался на аналогию и оставлял дошедшее из шариатских текстов. На самом же деле текст Корана, досточтимая Сунна и рассказы сподвижников послужили основой для его мазхаба.
Приверженность взглядам имама Абу Ханифы и их повсеместное распространение среди саляфов
Связь мазхаба Абу Ханифы, жившего в 80-150 годах по хиджре, с поколением табиинов определяется тем, что имам, заставший по крайней мере одного сподвижника, сам жил в третьем поколении мусульман (табии ат-табиин), что выгодно отличает его мазхаб от других мазхабов, сформировавшихся много позже первых поколений. Первые три поколения мусульман: сподвижники, табиины и таби ат-табиин — были названы Пророком (мир ему и благословение Аллаха) лучшими поколениями в достоверном хадисе, где говорилось: «Лучшие люди — это мое поколение, затем те, кто последует за ними, и те, кто придет после них» (Бухари, Муслим).
Аль-Хатиб аль-Багдади передает, что Ибрахим ибн Махляд аль-Муаддаль сообщил ему, как Кади Абу Бакр Ахмад ибн Камиль передал им под диктовку, что Мухаммад ибн Исмаил ас-Сулями говорил, что Абдуллах ибн аз-Зубайр аль-Хумайди передал, как Суфьян ибн Уейна (107-198 по хиджре) сказал:
«Две вещи, которые, как я думал, не покинут и пределы арки моста Куфы, в то время, как они распространились далеко за ее пределами: знание Корана Хамзы (умер в 156-м году по хиджре) и мнения Абу Ханифы».
Редактор сборника, доктор Башшар Аввад Маруф называет иснад сахих. Суфьян ибн Уейна был знаменитым передатчиком хадисов, фигурировавшим во всех шести сборниках хадисов Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа и Абу Дауда. Он сравнил канонические познания Хамзы (мутаватир), который был одним из семерых величайших знатоков (чтецов) Корана, с мазхабом Абу Ханифы, распространившимся повсеместно и получившим широкое признание в эпоху третьего поколения.
Аль-Хатиб аль-Багдади передает, что Абдуль-Баки аль-Карим сообщил ему, как Абдур-Рахман ибн Умар передал им, что Мухаммад ибн Ахмад ибн Якуб поведал, что его дедушка передал ему, что он слышал, как Али Ибн аль-Мадини сказал, что Язид ибн Зурай произносил при упоминании Абу Ханифы:
“Как далеко ушли серые мулы его фетв!”
(Тарих Багдад, 15:475)
Доктор Башшар Аввад Маруф сообщает: «Иснад — сахих». Язид ибн Зурай (101-182), чье имя также упоминается в шести сборниках, был передатчиком хадисов от табии ат-табиин, и многие считали его самым надежным рассказчиком хадисов Басры (Тахзиб ат-тахзиб, 11:325-8). Эти его слова показывают, как широко распространились фетвы имама Абу Ханифы и как их принимали люди того времени.
Абу Бакр ибн Аби Шейба (159-235 по хиджре), автор «Мусаннафа»,посвятил целую книгу (раздел) опровержению мнений Абу Ханифы в ста двадцати темах фикха. Что примечательно, Ибн Аби Шейба не опровергал в своих трудах решения никакого другого имама, хотя многие ученые разделяли мнения Абу Ханифы. Шейх Мухаммад Аввама, редактор «Мусаннафа» Ибн Аби Шейбы, относит этот факт к преобладанию мазхаба Абу Ханифы и его всеобщему признанию в эпоху Ибн Аби Шейбы (Аль-Мусаннаф ли Ибн Аби Шейба, 20:7). Он жил в середине четвертого поколения мусульман, в эпоху тех, кто застал табии ат-табиинов. Шейх Мухаммад Аввама перечисляет шестерых авторов, ответивших на критику Ибн Абу Шейбы (там же, 20:9-12), среди которых были имам Касим ибн Кутлубуга и алляма Захид аль-Каусари.
Приведем некоторые примеры:
(Тарих Багдад, 15:474)
Доктор Башшар Аввад Маруф называет этот иснад «сахих». Яхья ибн Саид аль-Каттан, передатчик хадисов, чье имя также можно найти в шести сборниках хадисов, принадлежал к третьему поколению табии ат-табиин. Он первым написал труд по науке джарх ват-та’диль, и в хадисоведении он считался значительным и уважаемым ученым.
“Он передавал хадисы от своего отца и Абу Ханифы и придерживался его мазхаба”.
(Тахзиб ат-тахзиб, 4:347-8)
Он также упомянул, что имам Ахмад, Ибн Маин, Абу Дауд, Насаи, Абу Хатим и другие говорили, что Шуайб ибн Исхак был надежным передатчиком из третьего праведного поколения.
“Я не знаю никого подобного Ваки (ибн аль-Джарраху), а он выносил фетвы, основываясь на мнении Абу Ханифы””.
(Аль-Интика, с. 211)
Это сообщение приводилось многими поздними знатоками передатчиков, такими как аз-Захаби и аль-Аскаляни, как подлинное. Ваки ибн аль-Джаррах был знаменитым передатчиком поколения табии ат-табиин, также фигурировавшим в шести сборниках хадисов.
Цепочка подкреплялась хадисом от аль-Хатиба аль-Багдади: Ибрахим ибн Махляд позволил нам передать: “Он сказал: “Мукрам ибн Ахмад аль-Кади поведал, после ас-Саймари сообщил, Умар ибн Ибрахим аль-Мукри передал им, что Мукрам рассказал, как Али ибн аль-Хусейн ибн Хиббан передал им от своего отца: “Я слышал слова Яхья ибн Маина: «Я не знаю никого лучше Ваки ибн Аль-Джарраха!» И его спросили: «Даже Ибн Мубарак?» И он ответил:
«Безусловно, Ибн аль-Мубарак достиг высокого уровня, но я не встречал никого, столь же благочестивого, как Ваки. Он обращал свое лицо к кибле и заучивал хадисы. Он выстаивал ночные молитвы и постоянно постился. Он выносил фетвы, опираясь на мнение Абу Ханифы, так как слышал от него многие хадисы. Яхья ибн Маин сказал: «И Яхья ибн Саид аль-Каттан тоже давал фетвы согласно мнению Абу Ханифы»””.
(Тарих Багдад, 15:653)
Аль-Хатиб называл Ибрахима ибн Махляда (325-410 по хиджре) и ас-Саймари (351-436 по хиджре) достигшими уровня садук;
Абу Хафс Умар ибн Ибрахим аль-Мукри (300-390 по хиджре) был достойным доверия согласно аль-Хатибу (13:138-9), и Мукрам ибн Ахмад также был степени сика согласно мнению аль-Хатиба.
Али ибн аль-Хусейн ибн Хиббан ибн Аммар Абуль-Хасан (умер в 305-м году по хиджре) тоже достиг высокого уровня по аль-Хатибу (13:333-4). Его отец, аль-Хусейн ибн Хиббан ибн Аммар (умер в 232-м году по хиджре) (по мнению некоторых, товарищ Яхья ибн Маина), написавший «очень ценный труд», переданный его сыном, был из числа людей высокой добродетели и превосходных знаний (Тарих Багдад, 8:564).
Единственным слабым звеном в цепи передачи было лишь то, что Али ибн аль-Хусейн не слышал сообщение непосредственно от отца, но передал эти записи из его книги. Слабость передачи можно подкрепить цепочкой, упомянутой выше.
Более того, некоторые фетвы, переданные Ваки от Абу Ханифы, можно встретить в книге «Мусаннаф» Ибн Шейбы. Это доказывает, что Ваки выносил фетвы, основываясь на мнении Абу Ханифы. Часть хадисов, переданных Ваки от имама Абу Ханифы, также можно прочесть в «Мусаннафе» Ибн Аби Шейбы.
Аль-Хатиб аль-Багдади передает: “Али ибн аль-Касим сообщил им в Басре, что Али ибн Исхак аль-Мадараини передал, что Ахмад ибн Зухейра поведал им, что Сулейман ибн Аби Шейх передал ему”. Вторая цепочка: Абу Бишр аль-Вакиль и Абуль-Фатих ад-Дабби передал мне (т. е. аль-Багдади): “Умар ибн Ахмад передал им, что аль-Хусейн ибн Ахмад ибн Садака аль-Фараиди сообщил, что (и это буквальная формулировка его слов): “Ахмад ибн Абу Хайтама передал нам, что Сулейман ибн Абу Шейх сообщил, как Хаджр ибн Абдуль-Джаббар поведал: “Было сказано аль-Касиму ибн Маину ибн Абдур-Рахману ибн Абдуллаху ибн Масуду: «Ты наследник Абдуллаха ибн Масуда. Доволен ли ты последователями (буквально: детьми) Абу Ханифы?» На это он ответил:
«Ни для кого прежде не было компании лучше, чем общество Абу Ханифы».
Аль-Касим попросил: «Возьми меня с собой к нему». Они отправились к Абу Ханифе и провели время в его компании, после аль-Касим сказал: «Я не встречал человека подобного ему»””. Аль-Фараиди добавил: “Сулейман сказал: «Абу Ханифа был совестливым, порядочным и щедрым человеком» (Тарих Багдад, 15:462-3).
Доктор Башшар Аввад Маруф комментирует цепочку: «Передатчики достойны доверия».
Раннее признание мазхаба Абу Ханифы как ничто другое свидетельствует о его твердой позиции в фикхе, ведь величайшие имамы Сунны признавали схожесть между их знаниями шариатских текстов с постановлениями имама Абу Ханифы, полученными от них. Известный историк Ибн Хальдун сказал (цитируется в “Каваид фи улюм аль-хадис”):
“Доказательством того, что Абу Ханифа был из числа величайших знатоков хадисов, является безграничное доверие других ученых к его мазхабу, и то, как они полагались на его мнение и использовали его метод при вынесении решений”.
(Каваид, с. 314)
Мавляна Замилюр-Рахман
Перевод специально для сайта «Ан-Ниса».