Абу Али аль-Ашари: Советы тем, кто в первый раз отправляется в хадж - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Абу Али аль-Ашари: Советы тем, кто в первый раз отправляется в хадж

Приближается хадж, поэтому в рамках сайта азан.кз я хотел бы дать ряд советов насчет совершения хаджа тем, кто в первый раз отправляется в хадж и не очень представляет себе, что там происходит – особенно в бытовых вопросах.

1. Первый совет, который я бы дал: Стараться ехать одному (мужчине), стараться не брать с собой друзей, не ехать в компании. Иначе хадж превратится в бесконечное общение. И таким образом (в пустых разговорах) может пройти весь хадж. Если кто-то боится, что в одиночку он не будет знать, что происходит, не сможет сделать правильно все элементы хаджа, запутается в вопросах фикха – то обычно паломники едут группами, где есть инструктор, который им все покажет и объяснит, как правильно делать. Так что этого бояться не стоит. Если вы думаете взять с собой более знающего спутника, то в группе обычно есть какой-то старший, который знает все правила – как делать таваф, где место для сай, когда ехать в Мина, и прочее.

Почему лучше ехать одному – поскольку это очень ценное время, которое должно пройти с пользой. Я сам видел, как люди приезжают туда с компаниями или заводят в своей группе дружеские отношения, – обычно такие люди собираются в холле гостиницы на первом этаже, где есть вай-фай (или в кафе), и драгоценное время тратится впустую. Тем более, если им кто-то скажет, что хукм Харама в гостинице – такой же как в Масджидуль-Харам (то есть, за совершение пяти намазов в гостинице обещана такая же награда, как в Мечети Харам), так что они становятся небрежными к посещению мечети Харам, к совершению там пяти намазов, к совершению там желательного поклонения. А это время – время хаджа – очень ценное время, которое следует провести по максимуму. Эти знакомства очень мешают проводить время с пользой – бывает, человек хочет пойти помолиться, но его знакомый хочет поговорить, и ему неудобно прервать его и т.д.

2. Второй момент, который следует упомянуть – это важность выбора хорошей обуви. Вам придется много ходить, а обувь, которая продается в Саудии, ужасного качества, она очень портит ноги. Особенно, когда придет время отправляться в Мина, где нужно много ходить – ходить на джамараты, потом ехать обратно совершать таваф, потом идти обратно, это время крайне загружено, и на автобусах не проедешь. Поэтому если у вас есть какие-то проверенные тапочки, к которым вы уже привыкли, они разношены, берите их с собой. Условие обуви для хаджа – это обувь, которая не закрывает голеностоп (щиколотку), так что шлепанцы типа кроксов не подойдут. Нужны открытые тапочки (без задника). Такого рода обувь нужно приобрести заранее и разносить – чтобы обувь не была новой. Любая новая обувь будет натирать вам ноги и создаст огромное количество проблем. Я сам в свое время не озаботился этой проблемой, купил такие большие белые тапочки, которые там продаются, и сильно натер ноги (до сих пор остались шрамы от этого).

С обувью там еще такая бывает ситуация – у всех обувь похожая, и люди часто по ошибке надевают чужую обувь. Иногда там продают специальные мешки для обуви, которые можно взять с собой. Особенно в Масджидуль-Харам, где много входов, — вы можете забыть, куда вы вошли, где оставили обувь. Так что нужно иметь с собой сумку для обуви, куда вы положите свои тапочки, завяжете и возьмете с собой в мечеть.

3. Следующий важный момент в плане бытовых вопросов – это выбор ихрама (касается только мужчин, для которых ихрам – это специальная белая ткань). На этом не стоит экономить – есть такой ихрам, который называется хартуш (ткань типа полотенца), в нем не будет слишком жарко, а в Мина ночью не будет слишком холодно. Вот такой ихрам следует купить. Не покупайте дешевый ихрам, который будет вам натирать тело, приводить к аллергии. Также мужчинам следует взять с собой какой-то крем, которым вы сможете смазать тело. Поскольку под ихрам не одевают нижнего белья, он может вам натирать в определенных местах. Возьмите что-то вроде детского крема – без ароматизаторов, без добавок, который следует заранее нанести на тело, до того, как вы вступите в ихрам, чтобы с этим не было проблем.

4. У женщины с одеждой там проблем нет, но мужчине разрешается одевать под ихрам специальный пояс – такие белые кожаные пояса там продаются, их можно надевать, но они не спасают от карманников. Как лучше поступить — надеть нижнюю часть (изар), затем завязать этот пояс, а затем сверху накручиваете ихрам, ваш кошелек таким образом закручивается ихрамом, и его стянуть будет сложно. Туда можно отложить деньги.

Но такой момент – в нескольких моментах хаджа нужно брать гусль. С этим нет проблем – и в подвале Харама, и в Мина есть душевые. Правда,  когда я там был, были проблемы с этим в Муздалифа. Не знаю, как сейчас. Но тут нужно быть внимательным – не забывать этот пояс после принятия душа, поскольку я сам видел, как люди забывают эти пояса, потом ищут, где они принимали душ и т.д. Если человек остается там без денег, это ему осложняет хадж, поскольку там нужно будет зарезать барана и т.д.

5. Нужно еще отметить, что у многих мусульман из России и СНГ хадж — это первое знакомство с другим мусульманским миром, с арабским миром. Поэтому многие едут туда с завышенными ожиданиями («это люди, которые родились в мусульманской стране, где все по шариату» и т.д.).

Скажу сразу – не стоит питать подобные иллюзии, чтобы потом не разочаровываться и не ругаться со всеми (и не терять награду за хадж). Поэтому не стоит ожидать многого от людей – готовьтесь к тому, что многое, что вы там увидите, вам не понравится. Не нужно привозить оттуда эти рассказы, ругать тех, кто там живет, чтобы у людей было негативное впечатление. Будьте готовы, что вас там встретят не саляфы, не праведное поколение. Многие люди оказываются в шоке от того, что там видят, потом ходят и всем рассказывают, как тут все плохо. Этого делать не стоит – везде живут такие же люди, как и у нас, с такими же недостатками. Чтобы лишних разочарований не было, не нужно строить иллюзий.

6. Если мужчина едет с женой, не нужно отправлять жену одну совершать таваф. Когда совершаете таваф, находитесь рядом с женой и еще руки так протяните по бокам. Жена идет впереди вас, вы сзади и еще руки по ее бокам вытяните, чтобы оградить ее. Почему – не буду вам распространяться на эту тему, но кто будет совершать хадж, поймет.

7. В хадже вам некие люди – в частности, инструкторы из группы – которым лень выходить лишний раз из гостиницы, или которые боятся, что люди из их группы потеряются, постоянно будут говорить, что нет разницы, где делать намаз, в Запретной мечети или в гостинице. Не слушайте никого, изучите дорогу от мечети до гостиницы и, как минимум, пять намазов делайте в Запретной мечети. Будете в Медине, также делайте в Мечети Пророка (мир ему и благословение). Будете в мечети, делайте намерение на нафиль-итикаф и старайтесь как можно больше там находиться. Награда за это огромная, не тратьте времени зря.

8. Можно что еще сделать (чтобы заработать награду) – купить Коран, там он везде продается, и отнести в мечеть – сделать вакф, чтобы люди читали, и вы будете за это получать награду.

9. Кто хочет сделать садака, самые лучшие люди для садака – это работники мечети, они обычно из Бангладеш, очень бедные, на них особая спецодежда – вы сразу их увидите. Это нормально – подойти к ним и положить им деньги в карман, так все там делают. Не попрошайкам каким-то дать, а людям, которые подметают Мечеть Пророка (мир ему и благословение) или Запретную мечеть. Дать им сколько-то реалов и попросить дуа за себя. Если вы дадите им садака, точно не ошибесь.

10. Старайтесь меньше тратить на шопинг или на общение, как можно больше времени проводите в Запретной мечети. Делайте намаз – если устали делать намаз, делайте зикр. Сделали зикр – просто посидите. Если вы сделали намерение на нафиль-итикаф, то само присутствие там будет ибадой. Возьмите с собой воду, какую-то еду – там финики свежие везде продаются. Старайтесь делать дуа, просите прощения у Аллаха за свои грехи, за недостатки в вашем поклонении. Просите за ваших родителей, за ваших друзей, за мусульман в вашей местности, за мусульман всего мира. Делайте дуа по максимуму – старайтесь как можно больше выжать из себя за это время. Максимальное проявление себя перед Аллахом – это день Арафа. Это время быстро проходит – время для дуа, для зикра, и чтобы его зря не тратить, исключите все, что может отвлекать вас от поклонения.

11. Особенно в долине Мина вы столкнетесь с такой вещью – туда огромное количество людей приезжает, и каждая группа думает, что они – короли мира, что они первые должны пройти, им первым должны подать автобус и т.д. Понятно, что все устали, все хочется скорее уехать или приехать, так что это будет практическая проверка вашего сабра. Некоторые люди ходят и постоянно ругают саудитов – почему у них не как у людей, не могут нормально все организовать? Там невозможно все организовать по часам, поскольку туда приезжает и уезжает оттуда огромное количество людей, так что нужно быть готовым к определенным неудобствам и делать сабр. Не поносить никого, не ругаться, не вступать в потасовки с другими группами за автобус. Вы приехали в гости к Аллаху – в место, где ходили великие пророки (мир им всем), где ходили сподвижники, великие имамы, великие аулия, и эта атмосфера должна нас захватывать. Это та же земля, та же пустыня, по которой ходил Пророк (мир ему и благословение), его верные сподвижники, имамы, которые донесли до нас религию. Так что не должно бы такого, что все это время вы будете сидеть в гостинице и с кем-то переписываться по телефону. И чтобы себя обезопасить от этого, нужно ехать одному, не заводить там знакомств. Изучите дорогу до Запретной мечети от гостиницы и ходите туда регулярно. Можно поймать там такси, но в период хаджа такси резко дорожает – буквально в разы. Так что придется ходить пешком.

12. Возникает еще вопрос – какой вид хаджа делать (таматту, ифрад, кыран). Лучше всего делать хадж таматту (Более подробно о нем — см. статью «Хадж таматту — пошаговое руководство), чтобы у вас было меньше проблем. Сначала делается намерение на умру: вы приезжаете, входите в ихрам, делаете умру, затем выходите из ихрама и ждете начала времени хаджа. Если вы будете делать другой вид хаджа, вам придется все время, как вы приехали в Мекку, ожидать хаджа в состоянии ихрама. В этом состоянии много ограничений, человек должен постоянно себя контролировать, ошибки там не прощаются, это сильно психологически утомляет человека. Так что к моменту наступления дня Арафа человек может быть морально истощен. Поэтому совершайте хадж таматту.

До начала времени хаджа можете сделать умру несколько раз (если сможете): берете такси, говорите «до мечети Аиши», входите там в ихрам, затем едете в Запретную мечеть, совершаете там умру и выходите из ихрама.

Самое посещаемое время там – это время до зухра, соответственно, время после зухра – это время, когда в Запретной мечети меньше всего народа. это самый жаркие период дня, так что легче сделать таваф, сделать все элементы умры. Если жара для вас – не проблема, то время между зухром и асром – самое лучшее время для этого, вы сможете свободно сделать таваф, подойти к Каабе. Чтобы там внизу не толпиться, вы можете подняться на верхние этажи – там обычно свободно бывает, это удобно сделано очень – можно на разных этажах делать таваф. Единственно, диаметр круга больше, и таваф делать дольше.

Наверное, это все основное, что нужно сказать.

13. Единственно, такой момент- насчет еды. Поскольку Саудовское государство много импортирует курицы из Бразилии, то не ешьте там курицу, старайтесь есть говядину или баранину. Сейчас я не знаю, слышал, что они заменили поставки курицы из Бразилии. Но в общем известно о саудитах, что они много импортируют курицы из немусульманских стран, поскольку люди там, в основном, едят курицу, и внутренний рынок не может обеспечить все потребности. Так что безопасности не ешьте там курицу. Либо – если вы точно знаете, что в этом ресторане подают местную курицу, можно ее есть. Говядина и баранина там местные, их можно есть без опасения. Уляма и праведные люди из Южной Африки вообще не едят там мяса, а везут всю еду с собой, поскольку ваххабиты очень небрежны в плане отношения к мясу, откуда оно берется. У них непонятные фетвы в плане мяса от ахлю-китаб – по их мнению, зарезанное ими мясо можно есть, даже если забой не соответствует шариату.

Но у нас такие люди – если им сказать, что в Мекке и Медине нельзя есть мясо, они подумают, что уже Судный день наступает. Так что не ешьте из предосторожности – только если вы точно знаете, что курица местная («баляди» — местная). Поскольку Саудия – большой импортер бразильского мяса. У ханафитов такие условия – чтобы мясо было забито ахлю-китаб или мусульманином по правилам шариата. Ученые из ЮАР специально ездили в Бразилию, смотрели в этих цехах, как происходит забой – там все смешано, халяль и не халяль, на обычную курицу просто потом ставят штамп «халяль» и продают.

14. Насчет шопинга. Понятно, что из хаджа нельзя возвращаться без подарков. Так что выберите себе специальное время – «окно» — и распишите, кому что купить, составьте список, чтобы много времени в этих моллах, торговых центрах не проводить. Многие люди там или сидят в гостинице в телефонах, либо ходят по торговым центрам и занимаются шопингом. Это растрата, исраф времени, драгоценного времени. Составьте заранее список – кому что вы хотите подарить, и идите в магазин.

В таком большом торговом центре с часами можно купить хорошие миски (благовония) – к примеру, «Абду-Самад Кураши», у них хорошие миски. В этих больших торговых центрах также есть хорошие четки – я себе там купил очень хорошие четки (за 100 или даже за 70 риалов), три штуки, одну пару, правда, я потерял (одну подарил), но одна осталась. Это самые удобные четки, которые у меня когда-либо были. Обычные дешевые четки, коврики везде продаются, но, если вы хотите купить что-то более качественное, пойдите в торговый центр (особенно, две эти вещи – миски и четки там следует покупать).

Где лучше покупать книги – лучше это делать в Медине, по моему мнению. Рядом с Масджид-Набави есть большой книжный магазин. В Мекке в районе Азизия есть университет, рядом с ним есть книжные развалы. Но, в принципе, меня не очень впечатлил выбор книг, который там имеется – в Дагестане, к примеру, намного больше выбор. Понятно, что в Саудии есть новинки, есть многотомники по разным наукам, если это вам нужно (к примеру, редкие книги по кыраату, книги по риджаль – такие специфические книги, их лучше там брать). В смысле цены – тоже не знаю, будет ли там дешевле. Но там нет книг по суннитской, ашаритской акыде – я там только однажды случайно увидел Джаурат ат-таухид имама Байджури и где-то была книга Ихья имама Газали. Но там есть хороший выбор книг по хадисам, всякие научные работы.

Наверное, это все. Не забывайте самое главное: делать дуа – за себя, за всех нас, за редакцию азана, за меня, — чтобы Всевышний Аллах по Своей милости простил всех нас и ввел нас в Рай.

Расшифровка аудио-записи, опубликованной на сайте azan.kz

4631

Последние статьи
22.05.2017
Подробнее
Подробнее
21.05.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.