Истихара в свете Сунны (2) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Истихара в свете Сунны (2)

Истихара в свете Сунны (1)

Заблуждение

Но, к сожалению, в наше время исполнить истихару стало так же трудно, как принять решение. Люди настолько сильно сомневаются, стоит ли им совершить этот великий акт поклонения, что, когда у них нет другого выбора, они склоняются к какому-нибудь новшеству, у которого нет основы в Сунне: например, они открывают Коран наугад и считают строки и буквы. Если же они вспоминают об истихаре, то скорее попросят кого-нибудь другого сделать ее за них, чем исполнят ее сами.

Шейх Нуруддин Итр пишет:

«Нынче люди считают, что истихара совершена верно, только если ее исполнил особый человек и только если он увидел некий сон. Это крайность и проявление скептицизма, и ни Аллах, ни Его Посланник (да благословит его Аллах и да приветствует) не велели так поступать. Такой подход – следствие ограниченности современных мусульман, что не достойно их. В итоге они перестали совершать великую Сунну Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и тем самым лишили себя ее достоинств и благословений, испортив истинную сущность истихары».

Мавляна Шах Хаким Мухаммад Ахтар (даммат баракатух) пишет в книге «Сунны» на странице 49, что «необходимость просить другого человека сделать за тебя истихару не вытекает ни из одного хадиса (хотя это и дозволено); советоваться же с другими (машвара) – это Сунна».

И, на деле, в наши дни истихара служит причиной еще большего замешательства. Человек, после истихары не увидевший сна и не почувствовавший никакой особой склонности к тому или иному решению, чувствует себя еще больше сбитым с толку. Дело в том, что существует распространенное мнение, что в результате истихары ты либо увидишь сон, либо обнаружишь некоторую склонность к тому или иному решению в своем сердце. А кто увидел сон, тому приходится искать человека, который растолковал бы его. Если же сон кристально ясен или его толкование однозначно приводит к некому решению, однако человек не может добиться своей цели из-за различных препятствий на своем пути, он испытывает настоящее недоумение. Все вышесказанное – следствие неправильного понимания истихары.

Правильное понимание истихары

Мавляна Бадр-е-ʼалям Миртхи (да помилует его Аллах), прежний шейх аль-хадис обновленного дар аль-улюм в Дабхеле (Индия) пишет о правильном понимании истихары в примечаниях к известному комментарию к «Сахиху» Бухари «Файд аль-Бари», который написал алляма Анвар Шах Кашмири (да помилует его Аллах):

«…иными словами, люди часто неправильно понимают слова ученых, решая, что в хадисах об истихаре содержится обещание, что сердце человека, совершившего истихару, склонится к тому или иному решению, в то время как человек, исполнивший истихару, часто не находит в сердце ничего подобного. В таком случае что же означают хадисы? Это было непонятно, и я не мог найти подходящего объяснения…»

Мавляна продолжает:

«… до тех пор пока не оказался в обществе великого муфассира и мухаддиса – алляма Шаббира Ахмеда Усмани. И я видел, как он передавал океаны знания ученым, собиравшимся вокруг него. Так происходило каждую пятницу после пятничного намаза. Однажды он разбирал эту тему и осветил ее в подробностях. И тогда я утолил свою жажду и нашел лекарство от своей болезни и мое сердце исцелилось. Он разъяснил, что хадис об истихаре не содержит ничего касательно склонности в сердце или сердечного удовлетворения. Если бы речь шла об этом, то Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) научил бы нас просить Всевышнего Аллаха в дуа направить наше сердце к наиболее подходящему решению. Но в хадисе нет ничего об этом. В хадисе упоминается только просьба о том, чтобы Аллах защитил человека от вреда и предопределил для него благо, каким бы оно ни было. Слова (дуа) «и отврати меня от этого» относятся к ситуации, когда сердце человека жаждет этого (имеется в виду, что, когда человек жаждет исполнить дело, относительно которого совершается истихара, пусть Аллах отвратит его сердце от этого и устранить это желание и эту склонность из сердца). А слова «и отврати это от меня» относятся к ситуации, когда в сердце нет такой жажды (и тогда пусть Аллах не даст ей появиться).

Таким образом, и «защита», и «предопределение» осуществляются Всемогущим Аллахом, ведь Он Один делает, как пожелает. Что же касается раба Аллаха, то ему нужно просто прочитать дуа, а затем сделать свой выбор, который и будет для него наилучшим. Это означает, что ему будет дарован тауфик лишь на лучшее решение и лишь лучшее решение будет для него легким. Таким образом, истихара – это дело (ʼамаль), которое помогает определить лучшее для человека.

Говоря по существу, как только мустахир (человек, который совершает истихару) вверяет себя Всевышнему Аллаху, передает Ему свое дело, просит Его о помощи, доволен Его выбором, просит Его защитить от зла и ущерба и одарить благом, Всевышний Аллах принимает это, предопределяет для него благо, защищает его от вреда и заботится о нем. После этого, какой бы выбор человек ни сделал, он будет во благо, даже если сердце этого человека не склоняется к нему».

Алляма Мурада Забиди (да помилует его Аллах) пишет в комментарии к «Ихья улюм ад-дин»: «Аш-шейх аль-акбар (куддиса сирруху) (то есть алляма Ибн аль-Араби) сказал: «И он должен прочитать переданное дуа после саляма. Так следует поступать перед каждым важным делом. Далее нужно приступить к этому делу. Если в нем есть благо для человека, Аллах облегчит его исполнение, и дело будет завершено, и результат будет стоить усилий. Если же у человека не получится исполнить задуманное и он не добьется своей цели, ему следует понять, что Аллах выбрал это для него, и не нужно жаловаться, поскольку в итоге, вне зависимости от того, получилось исполнить задуманное или нет, результат будет хорошим»».

Мухаддис Фадлюллах Хайдрабади (да помилует его Аллах) пишет в комментарии к «Аль-Адаб аль-Муфрад» имама Бухари (да помилует его Аллах): «Шейх Замлякани (да помилует его Аллах) сказал: «Когда человек совершает два ракаата истихары, далее он должен исполнить, что придет ему на ум, вне зависимости от того, довольно его сердце этим или нет». Также он сказал: «В хадисе ничего не говорится о том, чтобы сердце было удовлетворено решением»».

Шейх Хайдрабади также говорит с связи с удовлетворенностью сердца: «Это случается по Милости Аллаха, это не считается необходимым и случается далеко не всегда. Аналогичным образом, намаз истихара желателен (мустахабб), даже если человек уже принял решение, поскольку, как уже было сказано, намаз истихара – это не средство узнать тайное (гайб), а лишь смиренная просьба даровать лучшее, обращенная к Тому, Кто знает тайное и Кому принадлежит вся власть».

Составил Абу Усама Айюб ибн Мавляна Мухаммад.

55

Последние статьи
15.06.2017
Подробнее
13.06.2017
Подробнее
03.06.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.