Как относится ислам к проведению опытов над животными? - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Как относится ислам к проведению опытов над животными?

Вопрос:

Как наша религия относится к использованию мышей и других животных для медицинских исследований? Иногда над животными ставятся очень болезненные эксперименты или вообще убивают в ходе изучения.

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

В принципе, наша религия осуждает убийство животных, которые не приносят вреда людям (1). Однако, можно, в частности уничтожать грызунов, которые наносят вред имуществу человека (2).

Всевышний создал землю и все ее содержимое для блага человека. В Коране Аллах говорит:

«Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что есть на земле» (2, 29).

В других аятах Аллах перечисляет животных, которые были созданы для блага человека:

«И Аллах устроил вам в ваших домах жильё. И (также) Он устроил вам из шкур скота дома [шатры и палатки], которые легки для вас (чтобы переносить их) в день вашего отправления (в путь) и в день вашей остановки. (И устроил Он для вас) из шерсти их [овец], волос их [верблюдов] и волос их [коз] (полезные) принадлежности и пользование (этим) до определенного времени» (16, 80).

«И (создал Он) (некоторых) из скота для перевозки (грузов) [больших, как верблюды] и предназначенную для еды. Ешьте из того, чем наделил вас Аллах [сделал дозволенным и даровал], и не следуйте по стопам сатаны (запрещая то, что Он разрешил)! (Ведь) поистине, он [сатана] для вас – явный враг» (6, 142).

Хотя, как сказано, недопустимо убивать безобидных животных, учитывая приведенные аяты Корана – где сказано о том, что все живое создафно для блага человека – а также принимая во внимание необходимость исследований для  постоянно развивающемся мире, использование животных для опытов и научно-исследовательских целей, разрешается, исходя из необходимости.

Однако, такие опыты и эксперименты должны быть ограничены мерой необходимости и должны осуществляться в таком порядке, который включает в себя минимум боли (3)

Приносить животным излишнюю боль считается греховным (4).

Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Поистине, Аллах предписал вам «иль-ихсан» — совершенное выполнение действий по отношению ко всему. Так что если вы убиваете животное, делайте это милосердно. И каждый из вас должен наточить нож, чтобы не причинять излишней боли животному, которое забивает» (Сахих Муслим).

 

А Аллах знает лучше.

Муфтий Фараз Адам аль-Махмуди

www.darulfiqh.com
__________________________________________

 

[1]  (وَبَعُوضٍ وَنَمْلٍ) لَكِنْ لَا يَحِلُّ قَتْلُ مَا لَا يُؤْذِي، وَلِذَا قَالُوا لَمْ يَحِلَّ قَتْلُ الْكَلْبِ الْأَهْلِيِّ إذَا لَمْ يُؤْذِ وَالْأَمْرُ بِقَتْلِ الْكِلَابِ مَنْسُوخٌ كَمَا فِي الْفَتْحِ: أَيْ إذَا لَمْ تَضُرَّ (الدر المختار ج 2 ص 570 أيج أيم سعيد)

[2]    قَتْلُ الزُّنْبُورِ وَالْحَشَرَاتِ هل يُبَاحُ في الشَّرْعِ ابْتِدَاءً من غَيْرِ إيذَاءٍ وَهَلْ يُثَابُ على قَتْلِهِمْ قال لَا يُثَابُ على ذلك وَإِنْ لم يُوجَدْ منه الْإِيذَاءُ فَالْأَوْلَى أَنْ لَا يَتَعَرَّضَ بِقَتْلِ شَيْءٍ منه كَذَا في جَوَاهِرِ الْفَتَاوَى (الهندية ج 5 ص 361 الرشيدية)

(قَوْلُهُ لَكِنْ لَا يَحِلُّ إلَخْ) اسْتِدْرَاكٌ عَلَى الْإِطْلَاقِ فِي النَّمْلِ، فَإِنَّ ظَاهِرَهُ جَوَازُ إطْلَاقِ قَتْلِهِ بِجَمِيعِ أَنْوَاعِهِ مَعَ أَنَّ فِيهِ مَا لَا يُؤْذِي، وَهَذَا الْحُكْمُ عَامٌّ فِي كُلِّ مَا لَا يُؤْذِي كَمَا صَرَّحُوا بِهِ فِي غَيْرِ مَوْضِعٍ ط (قَوْلُهُ أَيْ إذَا لَمْ تَضُرَّ) تَقْيِيدٌ لِلنَّسْخِ ذَكَرَهُ فِي النَّهْرِ أَخْذًا مِمَّا فِي الْمُلْتَقَطِ: إذَا كَثُرَتْ الْكِلَابُ فِي قَرْيَةٍ وَأَضَرَّتْ بِأَهْلِهَا أُمِرَ أَرْبَابُهَا بِقَتْلِهَا، فَإِنْ أَبَوْا رُفِعَ الْأَمْرُ إلَى الْقَاضِي حَتَّى يَأْمُرَ بِذَلِكَ. اهـ. (رد المحتار ج 2 ص 570 أيج أيم سعيد)

الْهِرَّةُ إذَا كانت مُؤْذِيَةً لَا تُضْرَبُ وَلَا تُعْرَكُ أُذُنُهَا بَلْ تُذْبَحُ بِسِكِّينٍ حَادٍّ كَذَا في الْوَجِيزِ لِلْكَرْدَرِيِّ (الهندية ج 5 ص 361 الرشيدية)

وَطَرْحُ الْقَمْلِ حَيًّا مُبَاحٌ لَكِنْ يُكْرَهُ من طَرِيقِ الْأَدَبِ كَذَا في الظَّهِيرِيَّةِ (الهندية ج 5 ص 361 الرشيدية)

( وَالْهِرَّةُ إذَا كَانَتْ مُؤْذِيَةً تُذْبَحُ بِسِكِّينٍ ) حَادٍّ قَالَ فِي التتارخانية وَيُكْرَهُ أَنْ يَقْتُلَ مَا لَا يُؤْذِيهِ (بريقة محمدية)

[3]  جديد فقهي مسائل ج 1 ص 226 زمزم

[4]  (وَ) كُرِهَ كُلُّ تَعْذِيبٍ بِلَا فَائِدَةٍ (الدر المختار من مسخة حاشية ابن عابدين ج 6 ص296)

201

Последние статьи
21.09.2017
Подробнее
31.08.2017
Подробнее
27.08.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.