Курбан здесь или за границей? - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Курбан здесь или за границей?

 

Вопрос:

Посоветуйте, где лучше совершить жертвоприношение (курбан). В некоторых странах курбан стоит дорого, в других – дешево. Есть ли разница в награде? И, поскольку многие выбирают более дешевые варианты, такие страны, как Палестина и Ирак, остаются без курбана, ведь там это дорого.

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.

Ваш вопрос касается того, можно ли совершать ритуальное жертвоприношение (курбан) за границей, и выбор обусловлен ценой животного. В некоторых странах животные стоят дешевле.

Прежде чем ответить на ваш вопрос, мы бы хотели сказать следующее:

Практика удхия (жертвоприношения) – это شعار – выдающаяся и замечательная особенность Ислама. Почитать, уважать и любить выдающиеся качества Аллаха – это выражение богобоязненности сердца[1]. Этот исламский обряд совершается в память о великой жертве Ибрахима, мир ему, — о его решимости принести в жертву своего сына Исмаиля, мир ему[2].

Удхия, давая бедным и нуждающимся возможность вкусить мяса, сама по себе несет особый смысл: цель жертвоприношения – приближение к Аллаху через إراقة الدم, то есть пролитие жертвенной крови[3].

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Нет ничего дороже для Аллаха в дни удхия (жертвоприношения), чем принесение в жертву животных. Принесенное в жертву животное в Судный день придет со своим рогом, шерстью и копытами (чтобы его взвесили). Жертва принимается Аллахом, до того как кровь прольется на землю. Поэтому приносите жертву с открытым и счастливым сердцем»[4].

Не следует совершать ритуальное жертвоприношение просто для того, чтобы выполнить обязанность заколоть животное. Закалывание животного – это само по себе акт поклонения, и поэтому лучше забить его самостоятельно[5] и постараться ощутить смысл жертвоприношения.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, советовал своей дочери:

«О Фатыма, встань и засвидетельствуй заклание твоего животного. Все твои грехи простятся с первой каплей крови, упавшей на землю. И, воистину, это животное приведут в Судный день, с его мясом и кровью, и его вес увеличится в семьдесят раз, а затем его поместят на весы деяний». Абу Саид, да будет Аллах им доволен, спросил: «О Посланник Аллаха, это касается только семьи Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, которая отмечена этим благом, или [это касается] всех мусульман?» Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «[Эта награда положена] для семьи Мухаммада и вообще для мусульман»[6].

Что касается вашего вопроса, то Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, учил мусульман, что следует закалывать животное самостоятельно и не велел отдавать распоряжения для жертвоприношения в другой стране. Это основано на следующем:

Более предпочтительно и желательно (мустахаб) – заколоть животное самостоятельно[7] или, по крайней мере, посмотреть на то, как животное будут закалывать[8], и таков совет нашего Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует[9].

Что касается употребления жертвенного мяса в пищу, то опять же предпочтительно самому поесть мяса животного, которого вы принесли в жертву, и накормить им других[10]. Наиболее праведный способ поделить курбан – это отдать треть мяса нищим и беднякам, треть – родственникам и соседям, а оставшуюся треть оставить себе[11]. Однако, если у вас есть очень бедные, нуждающиеся родственники, будет лучше разделить все мясо между ними[12].

Однако, хотя более праведное дело – заколоть животное самостоятельно и прочувствовать смысл удхия, мусульманин может распорядиться заколоть животное за границей[13]. Тогда нужно учесть следующие моменты:

Идеально было бы принести в жертву животное в вашей местности, чтобы ощутить смысл жертвоприношения, а также выразить свое сочувствие бедствующим мусульманам из других стран, распорядившись заколоть другое животное за границей.

Не принимайте решение резать животное за границей только потому, что это дешевле. Помните, что Аллах знает наши намерения, которые у нас в сердце[14]. У того, кто приносит наибольшую жертву, увеличивается награда[15]. Всевышний Аллах говорит (смысл):

«Ты никогда не получишь бирр (главную награду), пока не потратишь из того, что любишь» [16].

И (смысл): «Это не их мясо и не их кровь достигают Аллаха, а ваша богобоязненность» [17].

Таким образом, если человек тратит больше денег на жертвенное животное, он будет соответственно награжден[18].

Мусульманин, отдавая распоряжения заколоть животное за границей, должен предпочесть местность, жители которой больше всего нуждаются[19], в особенности – страны, утопающие в бедности и смуте, такие как Сомали, Мали, Ирак, Сирия, Палестина и так далее[20].

А Всевышний Аллах знает лучше.

Проверено и одобрено муфтием Ибрахимом Десаи.

С английского языка перевела Малика Умм Яхья.

________________________________________

[1] ذلك ، ومن يعظّم شعآئر الله فانّها من تقوى القلوب

[Коран: 22:32]

[2] فلمّا اسلما وتلّه للجبين ، وناديناه ان يا ابراهيم قد صدّقت الرءيا ، انّا كذلك نجزى المحسنين ، إنّ هذا لهو البلؤ المبين، وفديناه بذبح عظيم

[Коран, 37:103-7]

[3] وفي الأضحية اجتمع المعنيان: لأنها تقرب بإراقة الدم وهو اتلاف …

[Аль-Бахр, аль-амик фи манасик аль-му’тамир уа аль-хаадж, 3:1702, Муассаса ар-раян]

[4] أن رسول الله صلى الله غليه وسلم قال ما عمل آدمي من عمل يوم النحر أحب إلى الله من إهراق الدم إنها لتأتي يوم القيامة بقرونها وأشعارها وأظلافها وأن الدم ليقع من الله بمكان قبل أن يقع من الأرض فطيبوا بها نفسا

[Тирмизи, 1493; Ибн Маджа, 3118]

[5] [Аль-Фатава аль-хиндийя, 5:300]

[6] قال رسول الله عليه وسلم ، يا فاطمة قومى فاشهدي اضحيتك فان لك باول قطرة تقطر من دمها مغفرة كل ذنب أما إنه يجاء بلحمها ودمها توضع في ميزانك سبعين ضعفا قال أبو سعيد يا رسول الله صلى الله عليه وسلم هذا لآل محمد خاصة فإنهم اهل لما خصّوا به من الخير أو للمسلمين عامّة قال لآل محمد خاصة وللمسلمين عامّة

[Ат-Таргиб уа ат-тархиб, 2/160]

[7] وندب أن يذبح بيده ان علم ذلك – لأن الأولى في القرب أن يتولاها الانسان بنفسه

[Табйин аль-хака’ик шарх Канз ад-дака’ик, 6:9, Мактаба Имдадийя, Мультан]

قلت: أرأيت الأضحية يذبحها صابحها أحب إليك أم يأمر غيره؟ قال: يذبحها هو أحب إلي، وإن أمر غيره لم يضره

[Аль-Асль лиль-имам Мухаммад аш-Шайбани, 5:411, Дар Ибн Хазам]

وفى فتاوى أهل سمرقند: الأفضل أن يضحي الرجل بيده، إذا قدر عليه وإن لم يقدر فوض إلى غيره ، حكى أن ابا حنيفة فعل بنفسه

[Аль-Мухит аль-Бурхани, 8:468, Идара аль-Кур’ан; Аль-Фатава ат-татарханийя, 17:435-6, Мактаба Закарийя, Деобанд]

[Аль-Фатава аль-хиндийя, 5:300; Бахишти зевар (Мукаммаль), с. 160, Идара иша’ат-е-диният; Фатава Баййинат, 4:559]

فإذا ذبحها للمسلم بأمره أجزأه ويكره ، والله أعلم

[Аль-Джаухара ан-нира, 2:190]

[8] ولكن ينبغي له أن يشهدها بنفسه وان كان لايحسن ذلك فالافضل أن يستعين بغيره كيلا يجعلها ميتة

[Там же]

[9] [Ат-Таргиб уа ат-тархиб, 2/160]

[10] ويستحب للمضحى أن يأكل من أضحيّته ، ويطعم منها غيره … فإن الأفضل له أن يدعه لعياله ، ويوسع به عليهم

[Аль-Фатава ат-татарханийя, 17:436-7; Аль-Мухит аль-Бурхани, 8:469]

[11] الأفضل أن يتصدّق بثلث الاضحية ويتخذ التلت ضيافة للأقارب والجيران ويدخر الثلث الباقى

[Аль-Фатава ас-Сираджийя, с. 389, Замзам & Даруль Улюм Закарийя]

[12] وإن كان فقيرا ذاعيال فالافضل أن يأكله هو وعياله

[Аль-Фатава ат-татарханийя, 17:437]

… فإن الأفضل له أن يدعه لعياله ، ويوسع به عليهم

[Аль-Фатава ат-татарханийя, 17:436-7; Аль-Мухит аль-Бурхани, 8:469]

[13] والذبح بيده إن أن أحسن وإلا أمر غيره

[Шарх аль-Викайя ма’а Умдат ар-Ри’айя, 7:258, Дар аль-кутуб аль-ильмийя]

[14] انه عليم بذات الصّدور

[Коран, 11:5]

[15] قالت عائشة رضي الله عنها: يا رسول الله يصدر الناس بنسكين وأصدر بنسك؟ فقيل لها: انتظري فإذا طهرت فاخرجي الى التنعيم فأهلي ثم ائتينا بمكان كذا ولكنها على قدر نفقتك أو نصبك

[«Сахих» Бухари, 1695; «Сахих» Муслима, 2448]

[16] لن تنال البر حتى تنفقوا مما تحبون

[Коран, 3:92]

[17] لن ينال الله لحومها ولا دماءها ولكن يناله التقوى منكم

[Коран, 22:37]

[18] البقرة أفضل من الشاة فى الأضحية إذا استوتا فى القيمة لأنها أعظم وأكثر، والشاة افضل من سبع البقرة إذا اسستوتا فى القيمة واللحم لأن لحم الشاة أفضل من سبع البقرة وإذا كان سبع البقرة أكثر لحما فسبع البقرة أفضل والأصل فى هذا أنهما إذا استويا فى القيمة واللحم فأطيبهما لحما أفضل وإذا اختلفا فى القيمة واللحم فالفاضل أولى

[Аль-Мухит аль-Бурхани, 8:468]

فمن يعمل مثقال ذرة خيرا يرم

[Коран, 99:7]

مثل الذين ينفقون أموالهم فى سبيل الله كمثل حبة انبتت سبع سنابل فى كلّ سنبلة مّائة حبة ، والله يضعف لمن يشاء، والله واسع عليم

[Коран, 2:261]

[19] وأطعموا القانع والمعتر

[Коран, 22:36]

[20] قال النبي صلى الله عليه وسلم: من ذبح قبل الصلوة فليعد. فقام رجل فقال: هذا يوم يشتهى فيه اللحم وذكر من جيرانه فكأن النبي صلى الله عليه صدقه، قال: وعندي جذعة أحب ألي من شاتي لحم فرخص له النبي صلى الله عليه وسلم فلا أدري: أبلغت الرخصة من سواه أم لا

[«Сахих» аль-Бухари, 911]

daruliftaa.net

2304

Последние статьи
31.08.2017
Подробнее
27.08.2017
Подробнее
09.08.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.