Вопрос:
Почему Аллах разрешил мусульманам иметь не больше 4 жен, но Своему пророку Он дозволил неограниченное количество жен?
Ответ:
2) Что касается многоженства Пророка (мир ему и благословение): это не единственный прецедент (многоженства среди пророков в истории), и в этом содержится много мудрости. Мы приведем несколько пунктов вам для размышления (2, 3):
а) Первой женой Пророка (мир ему и благословение) была вдова Хадиджа (да будет доволен ей Аллах), которая была намного старше Пророка (мир ему и благословение), однако он прожил с ней около тридцати лет. И только после ее смерти у Пророка (мир ему и благословение) появились другие жены. Тот факт, что большинство его браков были заключены им после 53 лет (а свои молодые годы он провел с пожилой женщиной), уже говорит о том, что эти браки заключались вовсе не ради исполнения плотских желаний.
б) Большинство его жен (кроме Аиши, да будет доволен ей Аллах) были вдовами или разведенными женщинами, эти браки также заключались с целью помощи одиноким женщинам (иногда с детьми), оставшимися без поддержки.
в) Многие из его жен происходили из знатных родов различных арабских племен, так что эти браки способствовали распространению Ислама среди арабов и заключению дружеских связей между племенами.
г) Что касается вопроса, почему мусульманам можно иметь не более четырех жен, но пророки не ограничены в их количестве. Простые люди имеют право на многоженство лишь с условием, что они смогут по справедливости относиться к женам – и число жен также ограничено по этой причине (из опасения несправедливого отношения). Пророки, согласно исламскому учению, защищены Всевышним от грехов, поэтому в их случае не было таких опасений (несправедливого отношения к женам).
д) В Исламе важное место занимает т.н. пророческая сунна – образ жизни, поведение и высказывания пророков. А кто лучше может рассказать о семейной жизни человека, его отношениях с домочадцами и родственниками, описать его привычки и характер, чем его жена? Также для того, чтобы информация считалась достоверной, ее должны передавать несколько разных людей. А самой высокой степенью достоверности обладают хадисы мутаваттир (которые передают одновременно не менее 10 человек): еще по этой причине у Пророка (мир ему и благословение) должна быть не одна жена (а именно 10 и больше), чтобы верующие могли иметь полные сведения о его семейной жизни и отношении к женам и детям.
е) Поскольку жены Пророка (мир ему и благословение) много времени проводили в его обществе, они обладали большими познаниями в исламской религии, и сами, в свою очередь, впоследствии могли обучать других людей, особенно женщин – которым иногда неловко было задавать какие-то интимные вопросы самому Пророку (мир ему и благословение). В пример можно привести его жену Аишу (да будет доволен ей Аллах) – которая была учителем более 200 сподвижников и передала 2210 хадисов. Умм Салама (да будет доволен ей Аллах) также могла выносить фетвы (правовые решения) и передала 368 хадисов.
ж) В той части Библии, которую христиане называют Ветхий завет, также описано множество случаев многоженства: закон Моисея (мир ему) специально оговаривает такие случаи:
«Если будут у мужа две жены, одна любимая и одна нелюбимая, и они родят ему сыновей…» (книга Второзаконие, 21, 15).
Об отце пророка Самуила также рассказывается, что у него было две жены:
«Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана…; у него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей…» (1-я книга Царств, 1:1-2).
У других пророков также была не одна жена:
По Библии у Соломона (мир ему) было 700 жен и 300 наложниц (1 Царств, 11:3); про Давида (мир ему) сказано, что он имел 6 жен в Хевроне, а после того как он покинул Хеврон, он взял еще наложниц и жен в Иерусалиме. [2 Царств 3: 2-5] и [2 Царств 5:13].
________________
معارف القران، ٧/ ١٥٧ و ١٩٣ — ١٩٤ [2]
إنما منع غيره من الزيادة على أربع خوفاً من عدم العدل، كما أشارت إليه آية فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا تَعْدِلُوا فَوَاحِدَةً [3]
وهذه العلة مرتفعة في حقه صلى الله عليه وسلم
وقد ذكر شيخ مشايخنا حكيم الأمة التهانوي قدس الله سره حكمة أخرى في كثرة أزواجه صلى الله عليه وسلم، وهي أنه عليه الصلاة والسلام قد بعث إلى هذا العالم ليكون أسوة حسنة في كل شيء، وليقتدي به أمته في كل ناحية من نواحي الحياة. وكان يجب لذلك أن لا يخفى على أمته شيء من حياته الفردية
والاجتماعية، وأن تطلع الأمة على أحوال بيته وخلوته بذلك القطع وبتلك الاستفاضة التي اطلعت بها على أحواله خارج البيت. وإن هذه الأحوال لا تنكشف على أحد إلا بأزواجه صلى الله عليه وسلم، ولذلك بلغ عدد أزواجه عليه السلام بعد خديجة الكبرى عشرة أزواج، فإن العشر أقل عدد التواتر، ولما بلغ عدد نسائه إلى العشرة نهاه الله تعالى عن الزيادة على هذا العدد، كما قيل في تفسير قوله تعالى: {لَا يَحِلُّ لَكَ النِّسَاءُ مِنْ بَعْدُ}. . . إلخ وراجع التفسير الكبير…
ومما يؤيد ذلك أنه صلى الله عليه وسلم لم يقض شبابه وفتوته إلا مع امرأة ثيبة أسن منه بكثير، مع ما عرضت عليه من صفايا أبكار العرب، ولم تكثر أزواجه إلا بعد ما بلغ الثالث والخمسين من عمره. وكانت كلهن ثيبات، سوى عائشة رضي الله عنها. أفهل يفعل ذلك من لا يريد إلا قضاء الشهوة وتسكين الشبق؟ كلا! ثم كلا! وإنما كان غرضه عليه السلام أن تبلغ أحوال بيته إلى الأمة بتلك الاستفاضة التي بلغت بها أحواله خارج البيت، ولم يكن ذلك إلا بأن لا تقل نساءه من عشرة.
ولذلك نرى أن نحواً من نصف الدين لم يبلغنا إلا بواسطة أزواجه صلى الله عليه وسلم.
تكملة فتح الملهم، كتاب الرضاع، الحكمة في كثرة أزواجه صلى الله عليه وسلم،ص. ١١٣ — ١١٤