Может ли мусульманин работать бухгалтером или аудитором в немусульманской стране? - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Может ли мусульманин работать бухгалтером или аудитором в немусульманской стране?

Вопрос:

Уважаемый муфтий, я скоро оканчиваю институт по специальности «Бухгалтерский учет и аудит». Когда я поступал в институт, я еще не практиковал религию и поэтому не задумывался о дозволенности данной работы. Сейчас я оканчиваю обучение, и мне нужно поступать на работу. В наше время каждая компания так или иначе вовлечена в сделки с процентами. А мне в качестве бухгалтера или аудитора придется записывать или проверять данные операции. Есть известный хадис, что на людей, записывающих сделку риба (так же, как и на самих ее участников) падает проклятие Аллаха.  Я боюсь попасть в категорию этих людей.

И у меня еще более общий вопрос — может ли мусульманин быть бухгалтером или аудитором в немусульманской стране?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Верно, что согласно известному хадису люди, навлекающие на себя проклятие Аллаха относительно сделки риба (ссудный процент или ростовщичество), включают человека, «который записывает сделку по ссудному проценту». Однако этот хадис относится к писцу сделки, т.е. человеку, который написал соглашение или подготовил документ, чтобы засвидетельствовать сделку. Он не включает человека, который не был вовлечен в саму сделку никоим образом, но просто занимаясь счетами какого-то человека или организации, столкнулся с фактом  сделки риба и сделал ее запись, хотя сама сделка уже произошла без его участия. Так ученые интерпретировали данный хадис.

Вот что пишет известный ученый по хадису Хафиз Ибн Хаджар:

 

وهذا إنما يقع على من واطأ صاحب الربا عليه فأما من كتبه أو شهد القصة ليشهد بها على ما هي عليه ليعمل فيها بالحق فهذا جميل القصد لا يدخل في الوعيد المذكور وإنما يدخل فيه من أعان صاحب الربا بكتابته وشهادته

«Это (проклятие Аллаха) применимо только к человеку, который поддерживает участников сделки риба, будучи согласным с ними (с их действиями). Однако, если человек, который записал сделку, просто засвидетельствовал свершившийся факт, тогда к нему не будет относиться проклятие, упомянутое в этом хадисе. Данный  хадис относится только к человеку, который помог соответствующей стороне в сделке риба, записывая ее соглашение или будучи свидетелем ее (сделки)» (Фатхуль Бари, Том 4, с 314).

Аль-Убби, известный комментатор сборника Сахих Муслим, объяснил хадис следующим образом:

والمراد بالكاتب كاتب الوثيقة وبالشاهد المستحمل… وإنما سوى بينهم في اللعنة لأن العقد لم يتم إلا بالمجموع

«Под словом «записывающий сделку риба» в хадисе подразумевается человек, засвидетельствовавший сделку риба, слово «засвидетельствовал»  означает человека, который специально принял участие в сделке и  поддержал ее… Святой Пророк (мир ему и благословение) описал данных людей как соучастников в грехе, потому что сделка совершается их совместными усилиями» (Икмаль Икмалиль Муаллим,том: 4, с: 279).

Очевидно из этих ссылок, что  проклятие Аллаха навлекают люди, которые принимают непосредственное участие в сделке риба и своими действиями поддерживают ее (а не те, которые просто записывают ее как  уже свершившийся факт). Поэтому, положение бухгалтера фирмы или компании отличается от положения человека, который непосредственно ответственен за запись операции по кредиту. Поскольку бухгалтер не принимает участия непосредственно в организации сделки и не помогает в совершении самой сделки, он не вызывает гнева Аллаха, просто делая запись сделки в бухгалтерских книгах или в финансовом отчете. Хотя из предосторожности мусульманину следует также в максимально возможной степени избегать этого типа записи, однако, данное действие не попадает в категорию ясного запрета.

Так что  в общем мусульманину допустимо работать в качестве бухгалтера или аудитора. Однако, любая помощь в предоставлении клиенту фирмы процентной  ссуды, включая заполнение анкеты для ссуды, недопустима согласно шариату, и это действие уже будет подпадать под запрет, упомянутый в хадисе.

Нужно также отметить, что мусульманин не может советовать никому выбирать финансирование, основанное на ссудном проценте. Согласно самому достоверному мнению, какое-либо участие в сделке риба запрещено, независимо от того мусульмане будут в ней участвовать или  немусульмане. Поэтому, вышеупомянутое правило будет также применимо к той ситуации, когда клиент фирмы — немусульманин.

(Вышеприведенный текст — выдержки из работы «Профессия бухгалтера» муфтия Таки Усмани)

А Аллах знает лучше.
Муфтий Сухайл Тармахомед

805

Последние статьи
19.11.2017
Подробнее
15.10.2017
Подробнее
21.09.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.