Вопрос:
Пожалуйста, расскажите о желательных намазах в течение дня – таких как тахаджуд, ишрак, духа и аввабин, в какое время их нужно совершать?
Также у меня за три года пропущены намазы, скажите, что для меня будет предпочтительнее – совершать как можно больше долговых намазов или совершать нафиль (желательные) намазы?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
В течение дня существуют такие желательные намазы как салят ат-тахаджуд, салят аль-ишрак, салят ад-духа и салят аль-аввабин.
Время для совершения намаза тахаджуд – когда человек просыпается ночью, после сна. Самое предпочтительное время для этого намаза – последняя треть ночи (до намаза фаджр) (1). Однако, если человек боится, что не встанет ночью на тахаджуд-намаз, он может совершить нафиль-намаз перед сном.
Время намаза ишрак считается через примерно 15 минут после восхода солнца и заканчивается перед полуднем, когда солнце достигает зенита. Однако лучше выполнять салят аль-ишрак в начале его времени (после восхода солнца).
Подобным образом, время намаза ад-духа начинается от восхода солнца (примерно через 15 минут) и заканчивается перед полуднем, когда солнце достигает максимальной высоты (2). Тем не менее, ученые на основании хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение) считают лучшим временем для совершения намаза ад-духа, когда истекает одна четверть дня. Если поделить время от восхода солнца до заката на четыре части и взять время первой части, это и будет лучшее время для этого намаза.
Хадис выглядит следующим образом:
صَلَاةُ الْأَوَّابِينَ حِينَ تَرْمَضُ الْفِصَالُ (مسلم،ج 1، ص 515، دار إحياء التراث العربي – بيروت)
«Время для совершения намаза ад-духа – когда молодые верблюды начинают чувствовать солнечный жар (то есть, когда становится жарко)» (Сахих Муслим).
Известно, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) имел обыкновение совершать сначала салят аль-ишрак, а затем салят ад-духа. Это основано на хадисе, записанном у имама Тирмизи, рахимахуллах:
Али, да будет доволен им Аллах, говорил относительно ежедневных молитв Пророка Аллаха (мир ему и благословение):
انَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ [ص:494] إِذَا كَانَتِ الشَّمْسُ مِنْ هَاهُنَا كَهَيْئَتِهَا مِنْ هَاهُنَا عِنْدَ العَصْرِ صَلَّى رَكْعَتَيْنِ، وَإِذَا كَانَتِ الشَّمْسُ مِنْ هَاهُنَا كَهَيْئَتِهَا مِنْ هَاهُنَا عِنْدَ الظُّهْرِ صَلَّى أَرْبَعًا (سنن الترمذي، ج 2، ص 137، الرسالة العالمية)
«РасулюЛЛах (мир ему и благословение) обычно совершал два ракаата (салят аль-ишрак), когда солнце было на таком же расстоянии от зенита (в противоположном направлении), как и во время намаза аср. И он совершал четыре ракаата (салят ад-духа), когда солнце было на таком же расстоянии от зенита (с противоположной стороны), как и во время намаза зухр» (Сунан Тирмизи).
Время наступления намаза аввабин начинается после захода солнца (после совершения намаза магриб).
Что касается ваших пропущенных молитв: самый простой метод их восполнения заключается в том, чтобы совершать по одному пропущенному намазу после каждой обязательной молитвы (3) (К примеру, после фарда зухр совершить зухр-када и тому подобное). Таким образом, если вы пропустили молитвы за три года, инша Аллах, через три года вы их восполните.
Общий принцип относительно пропущенных молитв заключается в том, что предпочтительнее совершать намазы-када, а не желательные молитвы. Тем не менее, поскольку вышеперечисленные молитвы специально были упомянуты в хадисах, не стоит пренебрегать ими, даже если у вас есть пропущенные намазы (4). Если вы воспользуетесь вышеприведенным способом восполнения намазов, то вы сможете восполнить и пропущенные молитвы, а также совершать желательные намазы.
А Аллах знает лучше.
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи
————————————————
[1] قلت: قد صرح بذلك في الحلية، ثم قال فيها بعد كلام: ثم غير خاف أن صلاة الليل المحثوث عليها هي التهجد. وقد ذكر القاضي حسين من الشافعية أنه في الاصطلاح التطوع بعد النوم، وأيد بما في معجم الطبراني من حديث الحجاج بن عمرو – رضي الله عنه – قال «يحسب أحدكم إذا قام من الليل يصلي حتى يصبح أنه قد تهجد، إنما التهجد المرء يصلي الصلاة بعد رقدة» غير أن في سنده ابن لهيعة وفيه مقال، لكن الظاهر رجحان حديث الطبراني الأول لأنه تشريع قولي من الشارع – صلى الله عليه وسلم – بخلاف هذا، وبه ينتفي ما عن أحمد من قوله قيام الليل من المغرب إلى طلوع الفجر اهـ ملخصا.
أقول: الظاهر أن حديث الطبراني الأول بيان لكون وقته بعد صلاة العشاء، حتى لو نام ثم تطوع قبلها لا يحصل السنة، فيكون حديث الطبراني الثاني مفسرا للأول، وهو أولى من إثبات التعارض والترجيح لأن فيه ترك العمل بأحدهما ولأنه يكون جاريا على الاصطلاح ولأنه المفهوم من إطلاق الآيات والأحاديث ولأن التهجد إزالة النوم بتكلف مثل: تأثم أي تحفظ عن الإثم؛ نعم صلاة الليل وقيام الليل أعم من التهجد، وبه يجاب عما أورد على قول الإمام أحمد هذا ما ظهر لي، والله أعلم ……… (قوله ولو جعله أثلاثا إلخ) أي لو أراد أن يقوم ثلثه وينام ثلثيه فالثلث الأوسط أفضل من طرفيه لأن الغفلة فيه أتم والعبادة فيه أثقل ولو أراد أن يقوم نصفه وينام نصفه فقيام نصفه الأخير أفضل لقلة المعاصي فيه غالبا وللحديث الصحيح «ينزل ربنا إلى سماء الدنيا في كل ليلة حين يبقى ثلث الليل الأخير، فيقول: من يدعوني فأستجيب له؟ من يسألني فأعطيه من يستغفرني فأغفر له» ومعنى ينزل ربنا ينزل أمره كما أوله به الخلف وبعض أكابر السلف، وتمامه في تحفة ابن حجر، وذكر أن الأفضل من الثلث الأوسط السدس الرابع والخامس للخبر المتفق عليه «أحب الصلاة إلى الله تعالى صلاة داود، كان ينام نصف الليل ويقوم ثلثه وينام سدسه» . اهـ. وبه جزم في الحلية. (رد المحتار، ج 2، ص 24-25، سعيد)
فتاوي محمودية، ج 11، ص 309-310، مكتبه محموديه
[2] (و) ندب (أربع فصاعدا في الضحى) على الصحيح من بعد الطلوع إلى الزوال ووقتها المختار بعد ربع النهار. (الدر المختار مع رد المحتار, ج 2, ص 22, سعيد)
[3] Aap Ke Masaail Aur Un Ka Hal, том 2, с. 412-414
[4] وأما النفل فقال في المضمرات: الاشتغال بقضاء الفوائت أولى وأهم من النوافل إلا سنن المفروضة وصلاة الضحى وصلاة التسبيح والصلاة التي رويت فيها الأخبار. اهـ. ط أي كتحية المسجد، والأربع قبل العصر والست بعد المغرب (رد المحتار، ج 2، ص 74، سعيد)
http://idealwoman.org/