Вопрос:
Я живу в Англии и чувствую себя очень подавленно. Куда бы я ни пришел, везде встречаю только саляфитов или людей, близких к саляфитам. Последние два года я ищу жену, но та же проблема.
Я в растерянности, и мне очень одиноко. Меня учили, что традиционный путь – это путь большинства, но на практике все совсем не так.
Речи ученых, призывающих к традиционному Исламу, трогают меня, но я не могу найти подобных им в своей жизни. Кругом только саляфиты или похожие на них агрессивные сунниты, которые нападают на других мусульман (следующих мазхабу и исповедующих матуридитскую акыду) из-за мавлидов и других вещей.
Я встречал мусульман из Средней Азии, но они тоже сочувствуют саляфитам. Такое ощущение, что сунниты остались лишь на Индийском субконтиненте.
Как я могу быть уверен, что путь, выбранный мной, – истинный? Саляфиты/ваххабиты правят двумя священными городами (Меккой и Мединой) – неужели это не указывает на то, что Аллах награждает их? Я думал, что в Медине нет нововведений.
Прошу прощения, если мои вопросы кажутся странными, но я растерян – и вся эта ситуация подрывает мое душевное здоровье.
Ответ:
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том
Все дело в том, что вы постоянно встречаете не тех людей. Будет неправильным говорить, что большинство мусульман – саляфиты, а не-саляфиты – только на Индийском субконтиненте. На самом деле, более 85-ти процентов мусульман следуют традиционному суннитскому Исламу (пути Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а) уже больше тысячи лет, а так называемые саляфиты появились недавно.
Большинство мусульман в Индо-Пакистане, Азии, Турции, Сирии, Ираке, Эмиратах и во многих других странах следует ханафитскому мазхабу. Мусульмане в Индонезии, Малайзии, Шри Ланке, Йемене, Египте и отчасти в Сирии, как правило, следуют шафиитскому мазхабу. В Северной Африке, в основном, принят маликитский мазхаб, например, в Тунисе, Алжире, Мавритании, Марокко, Ливии и в других странах. Ханбалиты встречаются в Саудовской Аравии, Кувейте, Бахрейне, Сирии и так далее. Ашаритская и матуридитская акыды также распространены в этих мусульманских землях.
Поэтому неправильно предполагать, что суннитов – меньшинство. Напротив, они всегда были и остаются в большинстве.
Наш господин Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Воистину, Аллах не объединит мою умму – или он сказал: «умму Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует)» – на заблуждении, и Рука Аллаха (Его помощь и милость) над общиной, и, кто отклонится от них, отклонится в Огонь» («Сунан» ат-Тирмизи, № 2167).
Таким образом, будьте уверены, что вы избрали правильный путь, которому следует большинство мусульман. В Англии много суннитских ученых. Можно сказать, что большинство прихожан в мечетях и имамов – сунниты. Вам следует выйти из того тесного круга общения, в котором вы вращаетесь.
Что же касается споров между суннитами, которые следуют мазхабу и исповедуют матуридитскую акыду, то это и вправду печальное дело. Таким людям следует мягко объяснить, что нужно оставить эти вопросы (о которых нас не спросят в Судный день) и сосредоточиться на основах Ислама. И не давайте вовлечь себя в эти споры. Встречи с такими людьми ни в коей мере не должны отвратить вас от суннитского пути.
Что же касается ваших слов, что саляфиты правят Харамейном, то надо помнить, что управление священными землями – это никаким образом не довод истинности пути. В истории можно найти множество примеров тому, что люди, следующие лжи, могут править священной землей.
К тому же, до недавнего времени, священные земли были в руках суннитов. В священных мечетях Благородной Мекки и Лучезарной Медины собиралось по четыре джамаата на каждый намаз – согласно четырем традиционным суннитским школам исламского права. Множество великих ученых жили и давали уроки там в течение многих столетий. Так продолжалось до тех пор, пока Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб и его последователи не утвердили свою идеологию в этих землях.
Но важно то, что и по сей день там живут великие суннитские ученые, несмотря на давление правительства и засилие саляфитов/ваххабитов. <…>
Один из великих ханафитских ученых и знатоков хадиса, родом из Индии, имам Мухаммад Закарийя аль-Кандахляви (да помилует его Аллах) провел много лет в Лучезарной Медине. У него множество учеников и последователей. Мой шейх, мавляна Мухаммад Юсуф Мутала (да сохранит его Аллах), был одним из его учеников. Я лично слышал от своего шейха, что в конце семидесятых годов шейх Мухаммад ибн Абдуллах ас-Субайль, глава имамов Харама в Мекке, посещал собрания, посвященные зикру и тасаввуфу, под началом шейха Мухаммада Закариййи.
Наконец, вспомните следующий хадис:
Наш господин Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «О Аллах! Благослови наш Шам и наш Йемен». Они (сподвижники) сказали: «И наш Неджд». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Там случатся землетрясения и беды, и оттуда поднимется рог шайтана» («Сахих» аль-Бухари, № 990).
А Аллах знает лучше.
[Муфтий] Мухаммад ибн Адам
Даруль Ифтаа
Лестер, Великобритания
С английского языка перевела Малика Умм Яхья.
daruliftaa.com