Обычай вставать перед уважаемым человеком: есть ли у него основания в шариате - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Обычай вставать перед уважаемым человеком: есть ли у него основания в шариате

Вопрос:

Некоторые люди много спорят о дозволенности вставать перед уважаемыми людьми – учителями, учеными, шейхами. Кто-то говорит, что это признак уважения, и поэтому желательное действие, другие, наоборот, считают, что это новшество, такого нет в Сунне.

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Подобный вопрос – о дозволенности вставать перед человеком из любви к нему и уважения – подробно обсуждался учеными первых трех веков (саляфами). Они тщательно изучали различные свидетельства этому, найденные в Сунне, поэтому их мнения (приведенные ниже), основаны на этих свидетельствах.

В повествованиях Сунны мы находим два вида свидетельств – некоторые говорят о недопустимости вставания, другие наоборот, говорят, что это желательно. Поэтому будет предусмотрительным полагаться на то, что ранние ученые вывели из различных сообщений о жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Сообщения, которые указывают на запретность этого действия, следующие:

1) Абу Мильджаз (да будет доволен им Аллах) сообщает:

«Однажды Муавия ибн Абу Суфьян вошел к Ибн Зубайру и Ибн Амиру (да будет доволен ими Аллах). Ибн Амир встал, в то время как Ибн Зубайр остался сидеть. Муавия сказал Ибн Амиру: «Оставайся на месте, поскольку я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто любит, чтобы люди вставали перед ним, готовит себе обитель в Огне» (Сунан Абу Дауда, № 5186 , Сунан Тирмизи , № 5067 и Муснад Ахмад).

2) Наш господин Абу Умама (да будет доволен им Аллах) сообщает: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) (один раз) вышел к нам, опираясь на посох. Мы встали перед ним, и он сказал: «Не вставайте, как делают неарабы, чтобы польстить друг другу» (Сунан Абу Дауд , № 5187 и Муснад Ахмад).

3) Наш господин Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сообщает: «Никто не был более любимым для них (сподвижников, да будет доволен ими всеми), чем Посланник Аллаха (мир ему и благословение), однако они не вставали перед ним, потому что они знали о его нелюбви к этому» (Сунан Абу Дауда, Сунан Тирмизи и Муснад Ахмада).

Сообщения, которые указывают на желательность этого:

1) Наш господин Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщает: «Когда племя Бану Курайза было готово принять  решение Саада, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) послал за Саадом. Он приехал верхом на осле и, когда он приблизился, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал ансарам: «Встаньте перед своим предводителем». Тогда Саад подошел и сел рядом с Посланником Аллаха (мир ему и благословение)» (Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим, Сунан Абу Дауда и Муснад Ахмада).

2) Сайида Аиша (да будет Аллах доволен ей) сообщает: «Я никогда не видела никого, кто более напоминал Посланника Аллаха (мир ему и благословение), чем Фатима (да будет  доволен ей Аллах) в походке, поведении и речи. Когда она (Фатима) заходила к нему (Посланнику Аллаха) в гости, он вставал, (чтобы приветствовать ее), брал ее за руку, целовал ее и усаживал на свое место. И когда он (мир ему и благословение) посещал ее, она тоже вставала, брала его за руку, целовала ее и усаживала его туда, где она сидела» (Сунан Абу Дауд, 5175, аль-Бухари, Адаб аль-Муфрад).

3) Наш господин Абу Хурайра ( да будет доволен им Аллах) рассказывает: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил с нами (в мечети). Когда он поднялся, чтобы уйти, мы все встали перед ним и оставались так, пока он не вошел в свой дом» (Сунан Абу Дауд ).

Как видно из вышеизложенного, существуют внешне противоречивые сообщения о допустимости вставания перед кем-то из любви  и уважения. Однако, если посмотреть более внимательно, в действительности никакого противоречия не будет.

Хадис, где Посланник Аллаха (мир ему и благословение) велел ансарам встать перед своим предводителем, совершенно ясно указывают, что следует вставать перед уважаемым человеком. Слова  «ваш предводитель»  ясно указывают, что они встали, чтобы оказать уважение, а не чтобы помочь ему, так как некоторые ошибочно утверждают.

Что касается повествования Муавии (да будет доволен им Аллах), в нем не запрещается сам акт вставания, в нем осуждаются люди, которые любят, чтобы перед ними вставали, когда они входят или проходят мимо. Это безусловно, будет неправильным для человека – желать, чтобы люди вставали перед ним, однако, само действие может быть вполне допустимо.

Повествование Абу Умамы, где Пророк (мир ему и благословение) говорит сподвижникам, что неарабы имеют обычай вставать перед кем-то, относится к ситуации, когда один человек сидит, когда остальные остаются стоять. Это было обычной практикой неарабов (аджамов), как известно из истории.

Повествование Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), где Пророк (мир ему и благословение) выразил неудовольствие тем, что люди вставали перед ним, связано с его смирением и скромностью. Сподвижники время от времени воздерживались от этого действия, зная, что Пророку (мир ему и благословение) были неприятны такие знаки внимания, однако, иногда любовь к нему брала верх, и они вставали перед ним, как описано в хадисе от Абу Хурайры.

Есть и другие сообщения, где упомянута допустимость или желательность вставания. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) встал перед своим дядей Аббасом (да будет доволен им Аллах), поцеловал его между глаз и усадил его справа от себя (аль-Бухари, Адаб аль-Муфрад).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также встал перед Икримой ибн Аби Джахлем (предводителем курайшитов) и Ади ибн Хатимом (предводителем племени Бану Taй), прежде чем они приняли ислам.

Великий ученый по хадису и факих шафиитской школы имам Навави (да помилует его Аллах) составил на эту тему целый трактат под названием «Ар-рухса биль-кыйям», где он обосновал допустимость вставания перед человеком из любви и уважения, в котором собрал все повествования, приведенные выше.

Также в своем монументальном труде – комментариях к Сахих Муслим, он пишет, комментируя хадис, где ансары встали, чтобы приветствовать своего предводителя Саада:

«В этом хадисе указывается желательность вставания перед благочестивыми людьми. Исходя из этого, большинство ученых установили желательность (истихбаб) этого действия. Кади Ияд сказал: «Вставание (перед кем-то) не относится к запрещенному. Запрещено вставать тогда, когда один садится, в то время как остальные продолжают стоять». Я (Навави) считаю: Вставать, когда благочестивый человек заходит, желательно (мустахаб), поскольку это доказано из многих сообщений, и нет ни одного сообщения, где бы это однозначно запрещалось. Я собрал все сообщения на эту тему с мнениями алимов и в коротком сборнике проанализировал рассказы, а Аллах знает лучше» (Аль-Минхадж шарх Муслим ибн аль-Хаджадж).

Великий ученый ханафитской школы, имам Аль-Хаскафи (да помилует его Аллах) пишет:

«Разрешено и даже желательно вставать из уважения к человеку, который входит. Допустимо даже вставать перед знающим Коран или ученым».

Имея в виду все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Допустимо и даже рекомендуется вставать из уважения к благочестивым людям, например, учителям, руководителям, ученым и благочестивым рабам Аллаха,  как сказано в хадисе Саада.

2) Кроме того, желательно вставать из любви к близким людям, например, своим родителям, детям, как мы видели в практике Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и сайиды Фатимы (да будет доволен ей Аллах) .

3) Также будет допустимо встать, даже если кто-то находится в мечети или занимается каким-то похвальным действием, например, чтением Корана.

4) Нельзя вставать из страха перед кем-то — перед немусульманином или человеком, который не имеет права на уважение.

5) Допустимо вставать перед человеком, который не имеет права на уважение или немусульманином, не имея уважения к нему в сердце, когда это делается по какой-то серьезной причине, например, в надежде, что он примет Ислам или для предотвращения вражды и ненависти, как видно из хадиса, где Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вставал перед Икримой ибн Аби Джахлем и Ади ибн Хатимом.

6) Запретно будет для кого-то любить (этот обычай) и желать, чтобы люди вставали перед ним, так как предупреждение об огне Ада вполне ясно выражено в хадисах.

7) Также недопустимо для человека сидеть в то время, как другие люди будут стоять, как это подразумевается в повествовании Абу Умамы.

8) Если тот, перед кем люди встают, не любит этого, то можно не вставать в соответствии с его желанием, хотя встать перед ним тоже допустимо, потому что ему не нравится это по причине его скромности и смирения.

И Аллах знает лучше

 

Муфтий Мухаммад ибн Адам

Даруль-Ифтаа,

Лейстер, Великобритания

563

Последние статьи
15.10.2017
Подробнее
21.09.2017
Подробнее
31.08.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.