Вопрос:
Может ли человек в состоянии большого осквернения или женщина в период менструации касаться Корана через платок (или шарф), висящий на шее?
Ответ:
Я нигде не встречал прямого ответа на этот вопрос. Но, скорее всего, это запрещено.
В «Фатх аль-Кадир» сказано: «Не разрешено находящемуся в состоянии большого осквернения и женщине в период менструации касаться мусхафа через рукав или через другую часть одежды, поскольку одежда имеет то же положение, что и руки, — ведь, если в намазе наступить на наджасу ногой в обуви, намаз не действителен, а если снять обувь и носки и встать на них (под обувью наджаса) — то действителен» (конец цитаты).
Платок, висящий на шее, без сомнения является частью одежды, поэтому нельзя трогать мусхаф через него.
Я не видел в книгах явного разбора этого вопроса. Но мне кажется очевидным, что если этот платок такого размера, что края его движутся при движении человека, то нельзя через него трогать Коран. А если нет — то можно. Это аналогично вопросу о чалме (который разбирается в книгах по фикху): если на голове молящегося чалма, на одном конце которой – наджаса, делающая намаз недействительным, и этот край движется вместе с движением человека, то его намаз не действителен.
Вопрос:
Можно ли давать Коран в руки детям, при том что они не соблюдают чистоту и у них часто нет омовения?
Ответ:
Есть мнение, что это нежелательно (макрух тахриман), и грех на том, кто им дал мусхаф. Это подобно надеванию на ребенка запретных украшений, опаиванию его вином, надеванию на него шелковой одежды, поворачиванию его в сторону киблы при справлении нужды и прочим действиям, запретным для взрослых (ответственность за это ложится на того, кто сделал это с ребенком). Однако, согласно другому мнению, в этом нет ничего запретного. Ведь, запрещая детям касаться Корана, мы лишаем их возможности заучивать его. А заставлять их постоянно находиться в омовении — слишком тяжело для них. И это мнение верное, оно приводится в книге «Аль-Хидая».
Вопрос:
Можно ли человеку без полного омовения смотреть на Коран?
Ответ:
Да, можно. Ведь большое осквернение не распространяется на глаза человека. Это сказано в «Джамиʼ ар-румуз» и других книгах.
Вопрос:
Можно ли брать с собой Коран в поездках в страны, враждебные к мусульманам?
Ответ:
Тот, кто отправляется к врагам, не должен брать с собой мусхаф, кроме ситуации, когда он отправляется с войском и Коран не попадет в руки к кяфирам. В «Табйин аль-хакаик», толковании на «Канз», говорится: «В этом (вывозе мусхафа в земли врагов) проявление пренебрежения к Корану. Это и есть смысл слов Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует): «Не выезжайте с Кораном в земли врагов»». Имам ат-Тахави упомянул, что запрет на это был актуален в первые десятилетия Ислама, когда было мало мусхафов и мало хафизов Корана и существовала опасность исчезновения части Корана, а в наше время такого запрета нет. Но первое мнение (о запрете) правильнее и безопаснее. Так сказано в «Кашф аль-викая».
Вопрос:
Что лучше — чтение Корана или чтение салавата Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует)?
Ответ:
Коран — это лучший зикр, поскольку это Речь Господа миров. Так сказано в «Аль-Хисн аль-хасын». Однако во время, когда нежелательно совершать намаз, — например, между намазом фаджр и восходом солнца — тасбих, дуа и чтение салавата лучше, чем чтение Корана. Саляфы делали тасбих в эти временные отрезки и не читали Коран. Так ответил аль-Бакали, и то же сказано в «Аль-Фатава аль-хиндия» со ссылкой на «Аль-Гараиб».
Вопрос:
Можно ли читать Коран во время совершения тавафа?
Ответ:
Это нежелательно. Для тавафа переданы свои дуа, и не передается ничего про чтение Корана. Так сказано в «Аль-Хиндия».
Перевод с арабского языка.