Разговор с немусульманином об Исламе (1) Вера в Аллаха - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Разговор с немусульманином об Исламе (1) Вера в Аллаха

Наверняка у кого-то из наших читателей могут быть знакомые или родственники немусульмане, которые периодически задают какие-то вопросы о религии. ИншаАллах, мы собираемся представить вашему вниманию серию статей, где будут представлены ответы на самые распространенные вопросы немусульман. Для удобства чтения эти ответы будут представлены в виде беседы двух женщин. Одна из них соблюдающая мусульманка, а другая только интересуется исламом. Тем более, что такая история вполне могла иметь место в действительности.

*****

В одном самом обычном московском дворе, на детской площадке, где обычно гуляли с детишками мамы или бабушки, однажды появилась несколько необычная женщина. Она также была с малышом – мальчиком лет трех. Но на ней было длинное закрытое платье, несмотря на теплое время года, и ее голова была плотно повязана красивым широким шарфом.

Остальные женщины поначалу отнеслись к ней несколько настороженно – «мусульманка, наверное», «много их сейчас в Москве стало», «понаехали», но через несколько дней привыкли к ней, увидев, что ничего особенного она делает – так же, как другие молодые мамы, помогает своему мальчику скатиться с горки или забраться на лесенку, играет с ним в мячик или приглядывает, как он копается в песочнице вместе с другими детьми. Одна из женщин рассказала, что молодая мусульманка живет с ними в соседней квартире, у нее есть муж, который каждый день уходит на работу, иногда к ней в гости приходят подруги, также в длинной одежде и платках. Семья, по ее словам, очень приличная, люди они вежливые, с соседями всегда здороваются, живут тихо, не шумят, никому не мешают. Даже наоборот, когда молодая женщина что-то готовила, пекла пироги, она угостила потом соседей. Услышав об этом, и другие мамочки стали иногда заговаривать с новой соседкой. Они узнали, что молодую женщину зовут Амина, а ее мальчика Ахмад.  Беседы их в основном вращались вокруг воспитания детей и детских болезней, кухни – как и что приготовить, у кого что любит муж и других общих тем.

Однажды Амина как обычно гуляла с малышом, и когда она уже собралась уходить домой, к ней вдруг подошла молодая женщина.

— Вы ведь мусульманка? Можно с вами поговорить?, — получив утвердительный ответ, она продолжила, – Я сама живу в этом доме и вас каждый день здесь вижу. Понимаете ли, я вижу, что вы мусульманка и видимо, строго следуете своей религии, раз так одеты. Мне как раз давно хотелось пообщаться с женщиной-мусульманкой. Дело в том, я тоже с некоторого времени стала интересоваться исламом, но у меня есть множество вопросов, которые мне некому задать, — женщина замолчала, и было видно, что она волнуется.

— Ничего страшного, все мы когда-то были в таком же положении, — подбодрила Амина, — если хотите, мы можем поговорить об этом с вами.

Ее новая знакомая продолжила:

— Спасибо вам за поддержку. Меня, кстати, Таней, Татьяной зовут.

— Очень приятно, а я Амина. Кстати, нам уже пора домой, маленькому пора обедать, да и мне нужно что-нибудь приготовить к приходу мужа. Если у вас есть время, можете зайти к нам домой, там и продолжим.

— Спасибо вам, у меня как раз есть время, если это не будет неудобным, я с удовольствием зайду к вам.

Новые знакомые поднялись в квартиру Амины. Амина сделала кое-какие дела по хозяйству, потом  налила своей гостье и себе чай, и продолжила разговор:

— Так вы сказали, что хотите побольше узнать об Исламе?

— Да. Понимаешь ли (можно на «ты»?), так получилось, что я уже несколько месяцев встречаюсь с молодым человеком. Мы с ним коллеги по работе. Его зовут Равиль, он татарин. Очень порядочный молодой человек, не пьет, не курит, очень внимательный, заботливый. Он рассказал, что семья у него самая обычная, они мусульмане лишь по имени, религию у них соблюдали только бабушка с дедушкой, которые живут в деревне, единственно, в доме у них никогда не было спиртного, и свинины они не ели. Но он с недавнего времени стал задумываться о вере в Бога, что это лично для него значит. Говорит, что сейчас он учится совершать намаз, хочет держать пост и вообще, делать все, что полагается соблюдать мусульманам. А мне он очень нравится, да и он намекал, что рассматривает меня как возможную спутницу жизни. Нет, он не ставил никаких условий – что женится на мне, если я приму ислам или что-то подобное. Но я сама вижу, что с недавнего времени его очень занимают вопросы религии, так что если я хочу быть с ним, я тоже должна буду что-то решить для себя в этом вопросе, иначе я его потеряю.

— И поэтому ты стала интересоваться исламом, — подсказала Амина.

— Да, я стала думать о принятии ислама. Знаешь, я выросла в обычной российской семье, когда говорили, что Бог, наверное, есть, религия — это хорошо, но главное быть хорошим человеком. А ходить в церковь, что-то такое соблюдать из религии – это могут делать лишь старушки, у которых времени свободного много, и им умирать скоро. Ну, по праздникам церковным могли сходить в церковь, свечку поставить или дома гостей собрать, вот и все. Подразумевалось, что в жизни есть много куда больше важных и интересных вещей, чем это. Но теперь я вижу и по своему знакомому, и вообще – когда я стала читать книги по Исламу – что для некоторых людей религия – это самое главное в жизни. Важнее выбора спутника жизни, создания семьи, поиска хорошей работы, – Татьяна замолчала.

— Да, ты правильно заметила, — подхватила Амина, – Ведь мы не сами собой появились на этот свет. Нас кто-то создал. Мы пользуемся в этом мире множество благ, которые мы тоже никак не заслужили, не покупали – у нас есть руки и ноги, слух и зрение, здоровье и силы, весь окружающий мир, вода и воздух, которыми мы дышим. Это нам дал наш Создатель. Да, многие люди считают главными какие-то дела нашего мира – жениться, найти работу, родить детей. Но ведь благодаря кому мы можем жить и дышать, работать, учиться – вообще что-то делать? Если бы Всевышний не дал нам способности и силы делать это, мы ничего бы не могли. Логично же, что благодарность Ему и поклонение Ему мы должны поставить на первое место. Наша религия говорит, что Всевышний создал людей, чтобы они Ему поклонялись.

— Вот, кстати, об этом я хотела спросить. Я уже читала в исламской литературе такую фразу. Что это означает? Мы понимаем поклонение, как буквально какое-то действие – человек стоит на коленях и кланяется перед Богом.

— Это не совсем так.  Действительно, в русском языке слово «поклонение» происходит от слова «кланяться», то есть совершать какие-то действия. Но арабское слово «ибада», которое стоит в этом аяте Корана в оригинале, означает «служение», подобное тому, как служит слуга или раб своему хозяину.  Всевышний сотворил нас, а поэтому логично предположить, что Он чего-то от нас хочет – чтобы мы делали что-то или наоборот, чего-то не делали. Вот это и есть поклонение – совершение угодных Ему дел или наоборот, воздержание от греха, того, что Он запретил. Это может включать в себя как физическое поклонение (буквально склоняться перед Творцом), так и всю совокупность совершения религиозных действий (молитва, пост, добрые дела, отказ от чего-то запретного и т.д.).

— Прости, что немного не по теме, – перебила Татьяна, — Вот это меня смущает. Мы – рабы Бога. Звучит немного унизительно – ведь рабство в нашем понимании это что-то плохое.

— Да, я знаю. Но в том, что касается отношений между Богом и человеком, в этом слове нет ничего плохого. Это просто отражает истинное положение вещей. Кто такой раб – кто всецело зависит от своего хозяина, его время, силы, сама его жизнь принадлежит хозяину. Ведь именно так обстоят дела в наших отношениях с Богом: Он нас создал и дает нам все необходимое, наши жизнь и смерть в Его руках. Как еще мы можем себя называть?

— Многие люди считают, что они – дети Бога, а Он – их Отец.

— Такое утверждение звучит красиво, но оно ошибочно. Отношения «отцы-дети» могут возникнуть только между существами одной природы. У человека рождаются люди, у кошки – котята, у собаки – щенята. Если бы мы были детьми Бога, мы тогда тоже должны быть богами – всемогущими, знающими, вечными. Но ведь это не так. Всевышний не подобен человеку, Он обладает совсем иными качествами, чем мы. Если же те, кто так утверждает, имеют в виду милость и заботу Творца о Своих творениях, так и ислам не отрицает этого. В одном из наших священных текстов сказано, что Аллах более милостив к Своим рабам, чем мать к своему ребёнку. Так что слова о том, что мы рабы Бога никак не противоречат утверждению о Его милости и заботе.

— На моей работе знают, что я интересуюсь исламом. Так, когда у нас заходит об этом разговор, мои подруги не понимают – почему непременно нужно следовать какой-то одной религии, да еще считать, что она самая правильная, а остальные ошибаются. Они говорят, что вера должна быть в душе – так сейчас многие считают, а главное – быть хорошим человеком и никому не делать зла.

— Да, я это тоже часто слышу. Но если подумать: в самой этой фразе «Следовать религии необязательно, главное — быть хорошим человеком и не делать зла» содержится противоречие.  Что такое добро и зло? Откуда мы знаем, что именно вот эти вещи, к примеру, честность, доброта, взаимопомощь, уважение к старшим – это добро, а наоборот, ложь, жестокость, эгоизм – это зло? Кто нам это сказал? Сами эти понятия взяты из религии. Добро – это то, чего хочет от нас Бог, и чем Он доволен, зло – это то, что Он запретил делать. Так почему мы эти понятия из религии берем, а остальное – к примеру, обязательность молитвы или поста, каких-то богослужений – оставляем? Те люди, которые так говорят, попросту не хотят усложнять себе жизнь поиском истинной религии и совершением религиозных обрядов, они потакают своим страстям.

— Но вопрос еще в чем – а откуда мы можем знать, что именно эта религия правильна, а остальные ошибаются? Мне тоже часто говорят – что да, мы верим, что нас кто-то создал, что есть Бог, но мол, мы не можем знать – кто Он и чего от нас хочет. Религий столько много, и они такие противоречивые.

— Наша религия говорит, что Всевышний дал человеку разум как инструмент различения истины и лжи, правды и заблуждения. В нашей священной книге – Коране много раз повторяются призывы размышлять и таким образом понять, где истина.  В нашей религии все разумно и логично, нет таких утверждений, которые были бы насилием над разумом человека, обязывали людей верить во что-то абсурдное и противоречивое. Так что если подумать непредвзято, можно найти истину.

Вот смотри: что Бог есть, мы можем понять, размышляя над окружающим миром. Раз существуем мы, значит, есть и Творец этого мира. Ничто не появляется само по себе, из ничего.

— Да, я согласна, мне атеизм, отрицание Бога всегда казалось нелепостью.

— Пойдем дальше. Ясно, что этот Создатель должен быть один, иначе в мире не было бы порядка, а был бы хаос – потому что один творец мог хотеть одного, другой другого – и они бы постоянно вносили разлад. Или еще хуже – вообще ничего бы не было, потому что они не могли бы ничего создать, так как не могли бы договориться о том, каким должен быть наш мир.

— Да, вот об этом я хотела поговорить.  В исламской литературе так много внимания уделяется вопросам единственности Творца, говорится, что самое важное – это единобожие, а самый большой грех – это приобщение к Всевышнему сотоварищей, поклонение кому-то еще, не Аллаху. Почему это так важно, не все ли равно Богу, как человек в Него верит?

— Разумеется, Создатель не нуждается в нашем поклонении, мы делаем это не потому, что это Ему нужно. Исламское единобожие – это не просто какая-то математическая формула, какие-то цифры – один или несколько. Это признание самого факта, что есть только один Господь, Кто сотворил нас, и вся наша жизнь зависит от Него одного. Все, что происходит с нами, хорошее или плохое – это не случайность, не какое-то стечение обстоятельств, – все это происходит по воле Бога. Без Его воли даже лист на дереве не может шелохнуться. Так что если человек признает это, он признает самую основу устройства мира – что все в мире зависит только от Единого Господа, лишь Он дает нам все блага жизни. Приписывание Ему товарищей означает, что человек сознательно считает источником каких-то благ или причиной событий в своей жизни кого-то еще, не Бога.

— Ну да, примеру, многие древние народы верили, что богов много и каждый делает что-то свое, есть бог луны и солнца, дождя, разных природных стихий, любви и войны и в таком роде. Это нам еще в школе рассказывали, всякие там мифы Древней Греции и прочее.

— Да, правильно. Но ты, наверное, сама понимаешь, что это абсурд. Мы не можем называть своим Господом таких существ, которых в этих мифах описывали – они были злые, жестокие, ревнивые, хитрые, между собой всегда выясняли отношения. Мы чувствуем, что Бог – это абсолютное, совершенное существо, лишенное недостатков. Ведь слабость подразумевает зависимость от кого-то, значит, у такого божества тоже должен быть творец, который его создал и им управляет. И получится такая дурная бесконечность – у создателя есть еще создатель, а у него еще, и так далее.

Мы, мусульмане, описываем Всевышнего определенными качествами совершенства –Он Всемогущий, Всезнающий, Слышащий и Видящий, Живой, Говорящий. Он ни в чем не нуждается, Он не имеет конца и начала, Он не подобен людям – то есть, мы не можем себе Его представить или как-то описать. Он ничем не ограничен.

Но приписывание Аллаху товарищей может означать не только какое-то грубое язычество или идолопоклонство. Это означает, что человек убежден, что что-то в его жизни зависит не от Всевышнего, а от кого-то еще: его благосостояние от начальника на работе, его здоровье – от лекарств и врачей, его счастье или несчастье – от хорошего спутника жизни. Разумеется, это не означает, что мы не должны ходить на работу или лечиться у врачей, надо лишь правильно понимать – кто на самом деле дает нам здоровье или пропитание.

— Да, но о единобожии говорят и христиане, они тоже говорят, что Господь совершенен и всемогущ, но при этом они считают, что Бог един в трех лицах, у Него есть Сын.

— Нет, такие представления о Боге ислам отрицает. Что такое три лица Бога? Если сказать, что это просто какие-то Его качества, что есть Бог Творец, Бог как Милостивый Господь Своих творений, Тот, Кто поддерживает и управляет всем в мире – так и мы этого не отрицаем. Но ведь христиане считают, что это три разных существа, каждое из которых имеет какие-то свои качества. Один может то, чего не может другой. Но какая тогда разница между их верой и языческими убеждениями о множестве богов? Мы уже говорили о ошибочности такой веры.

Если сказать, что это три абсолютно равных друг другу существа, каждое из которых совершенный Творец, это тем более абсурд. Совершенство подразумевает единственность. Если один Господь обладает всей силой, всем знанием, всей волей,  что будет делать рядом с ним кто-то еще? Зачем будет нужно еще такое же существо?

Говорить, что Бог рождает детей также абсурдно. Рождение потомства нужно людям, потому что мы умрем, нам нужны продолжатели рода. Наши возможности ограничены, нам нужны помощники. Господь ни в чем не нуждается, Он вечен – зачем Ему потомство? Помощники Ему также не нужны, потому что Он Всемогущий.

Я знаю, часто говорят, что эти существа едины в любви, они не нуждаются друг в друге, но их объединяет любовь, они таким образом проявляют любовь друг ко другу. Но любовь в таком понимании также есть потребность или нужда. Я люблю кого-то, потому что я в нем нуждаюсь, мне нужна его забота или наоборот, мне хочется о ком-то заботиться. Но разве правильно такое применять к Богу? Это также будет недостатком или слабостью – в чужой заботе Он не нуждается, если же Он проявляет заботу о других – к примеру, о Своих созданиях, Он делает это по Своей воле, а не по необходимости или нужде.

— Вот об этом еще хотела спросить: еще говорят, что Бог есть любовь. Правильно ли так сказать?

— Нет, так говорить неверно потому, что мы смешиваем разные категории. Любовь – это  качество, которым мы можем описать кого-то. Как добро, красота, могущество, сила. Мы можем сказать про кого-то – такой-то сильный, добрый, умный, красивый. Но ведь мы не говорим, что такой-то человек – это сила, добро, красота. Эти понятия – качества или свойства, а человек – существо, которое этими качествами описывается. Так и о Всевышнем мы можем сказать, что Он Любящий (одно из 99 имен Бога в исламе и есть Любящий), но не можем сказать, что Он и есть любовь. Это качество, свойство, которое Его описывает, а не Он Сам.

То есть, если я правильно тебя поняла, чтобы моя вера была угодной Богу, мне недостаточно просто верить, что Бог есть (но кто Он и чего от нас хочет, я не знаю) или описывать его как-то неправильно (говорить, что у Него есть Сын или что Он троица), так?

— Да, совершенно верно, принимается вера не «в Бога вообще» (какое-то неизвестное существо с неизвестными качествами), а именно так, как Он описан в исламе.
Татьяна вдруг спохватилась:

— Ой, как уже много времени, однако! Мне домой пора, да и тебе, наверное, тоже нужно заниматься своими делами, а я у тебя и так столько времени отняла. Спасибо тебе, ты мне очень помогла. Очень много пищи для размышлений, я подумаю над тем, что ты мне сказала.

— Рада была тебе помочь. Приходи еще, ведь наш разговор не окончен. Напоследок хотела тебе сказать еще кое-что важное. Ты заинтересовалась исламом, потому что познакомилась с молодым человеком, за которого хочешь выйти замуж. Но ты пойми одну вещь: искать истинную религию нужно не ради какого-то человека, а ради довольства Всевышнего. Допустим, ты примешь ислам ради замужества. Но молодой человек может тебя бросить, у вас может не сложиться семейная жизнь – и что тогда, ты разочаруешься в исламе? Нельзя связывать поиск истины и какие-то человеческие интересы, любовь, семейную жизнь. Стремиться к Богу нужно ради Него Самого, а не ради кого-то еще.

— Да, наверное, ты права. Большое тебе спасибо и до встречи.

— До свидания и да наставит тебя Аллах на истину!

Продолжение следует, иншаАллах…

Беседу записала Муслима (Аня) Кобулова

10437

Последние статьи
19.11.2017
Подробнее
21.09.2017
Подробнее
31.08.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.