Ошибки в сидении (ка’да)
1. Чтение салавата в первом сидении.
Если молящийся прочитал салават Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) в первом сидении, ему обязательно совершить саджда ас-сахву. Однако, если он прочитал только «Аллахумма солли ‘аля», то саджда ас-сахву совершать не нужно («Хашия» Ибн Абидина).
2. Чтение Корана в сидении.
Если молящийся после ташаххуда прочитал суру из Корана, то саджда ас-сахву обязателен, только если это произошло в первом сидении. Такая ошибка в последнем сидении не делает обязательным саджда ас-сахву.
Однако если он сначала прочитает суру, а потом – ташаххуд (как в первом, так и в последнем сидении), то ему нужно будет совершить саджда ас-сахву («Хашия» ат-Тахтави).
Напомним, что если молящийся не прочитает ташаххуд в последнем сидении, то его намаз будет недействителен.
3. Пропуск части ташаххуда.
Пропуск даже части ташаххуда делает обязательным совершение саджда ас-сахву, будь то в обязательном намазе или в желательном (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
4. Пропуск первого сидения.
Если молящийся забыл сесть после второго ракаата четырехракаатного обязательного или желательного намаза, то ему обязательно совершить саджда ас-сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар).
Если имам забыл сесть после второго ракаата и встал для совершения третьего, а один из молящихся за ним указал ему на его ошибку, то ему будет лучше продолжить третий ракаат, не возвращаясь к сидению, и совершить в конце саджда ас-сахву. Однако, если после подсказки он все-таки сел обратно, ему также нужно совершить саджда ас-сахву (Аль-Мабсут).
Примечание:
Нужно напомнить, что если молящийся забыл сесть после второго ракаата, встал и заметил ошибку, лишь вставая, то, если в тот момент он находился ближе к сидячему положению или точно посредине между сидением и стоянием, он обязан сесть обратно. В этом случае совершать саджда ас-сахву не нужно. Если же он был ближе к стоянию или уже выпрямился, то он должен остаться стоять и совершить в конце намаза саджда ас-сахву. Как было сказано раньше, если он сядет, после того как встал, ему тоже нужно будет совершить саджда ас-сахву.
5. Чтение салавата в первом сидении желательного намаза.
Если молящийся при совершении четырехракаатного желательного намаза по ошибке прочитает салават после ташаххуда в первом сидении, саджда ас-сахву совершать не нужно. Более того, в четырехракаатном нафль-намазе желательно прочитать салават после ташаххуда в первом сидении, а в начале третьего ракаата желательно прочитать «сана» («Субханака…») (Ад-Дурр аль-Мухтар).
6. Чтение ташаххуда дважды.
Если молящийся прочитал ташаххуд дважды в первом сидении намаза, ему нужно совершить саджда ас-сахву.
Если же прочитал дважды в последнем сидении – то не нужно (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
7. Молчание после ташаххуда.
Если после чтения ташаххуда в первом сидении молящийся сидел молча, не вставая для совершения третьего ракаата на время совершения рукна (время трехкратного чтения «СубханАллах»), то ему нужно совершить саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя). Если же молчание длилось меньше времени одного рукна, то совершать саджда ас-сахву не обязательно.
Продолжение следует…
«Вопросы, касающиеся саджда сахву»
Муфтий Хабиб ар-Рахман аль-Хайрабади