Саджда ас-сахву (13) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Саджда ас-сахву (13)

Саджда ас-сахву (12)

Ошибки, связанные с такбиром

1. Пропуск такбира.

Если молящийся забыл произнести такбир (сказать: «Аллаху Акбар») при переходе от одного рукна к другому, например, перед руку’ или суджудом, то саджда ас-сахву совершать не нужно (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

2. Повторение вступительного такбира.

Повторение вступительного такбира (такбиратуль-ихрам) делает обязательным совершение саджда ас-сахву (Аль-Мабсут). Например, человек начал совершать намаз, как обычно, произнеся вступительный такбир, прочитав суру «Аль-Фатиха» и другую суру, а затем у него появилось сомнение, произнес он такбиратуль-ихрам или нет. После этого он заново произнес вступительный такбир и повторил чтение суры «Аль-Фатиха» и другой суры, а потом вспомнил, что произносил такбиратуль-ихрам в первый раз. В этом случае ему нужно совершить саджда ас-сахву в конце намаза.

Если же молящийся повторит такбиратуль-ихрам сразу за первым, сомневаясь, произнес он его в первый раз или нет, то саджда ас-сахву будет для него обязателен лишь в том случае, если он задержался с выполнением одного из ваджибов намаза. Иными словами, если он произнес такбиратуль-ихрам второй раз сразу за первым без задержки действия ваджиба (чтения «Аль-Фатихи»), то саджда ас-сахву совершать не нужно.

Примечание:

Если имам по ошибке сядет после третьего ракаата четырехракаатного намаза, то, поняв свою ошибку (или после подсказки одного из джамаата), он должен произнести такбир, вставая на четвертый ракаат (Аль-Халяби аль-Кабир).

Еще одна важная вещь, которую нужно помнить (особенно имамам), – нужно продлевать чтение такбира на все время перехода от одного рукна к другому, например, при переходе из руку’ или суджуда к стоянию. Очень распространенная ошибка – когда имам, переходя из стояния в суджуд, завершает произнесение такбира, прежде чем опустится в суджуд. Такое действие противоречит Сунне. Сунна будет полноценной лишь в том случае, если молящийся заполнит такбиром все время перехода от одного рукна к другому.

3. Пропуск дополнительных такбиров во втором ракаате праздничного намаза.

Если имам забыл произнести дополнительный такбир во втором ракаате праздничного намаза и сразу перешел в руку’, то, осознав свою ошибку, он должен вернуться в стоячее положение и совершить пропущенные такбиры, а затем перейти к руку’. Однако он не обязан в этом случае совершать саджда ас-сахву, поскольку на праздничный намаз обычно собирается огромный джамаат и саджда ас-сахву в этом случае может привести к путанице. Поэтому его можно не совершать («Хашия» Ибн Абидина).

Подобно этому, если один из шести дополнительных такбиров был пропущен и саджда ас-сахву обязателен (поскольку было пропущено действие ваджиб), имам может не совершить саджда ас-сахву по вышеуказанной причине (Ад-Дурр аль-Мухтар).

Чтение дополнительных такбиров (кроме шести обязательных) не делает обязательным совершение саджда ас-сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар).

4. Пропуск такбира в третьем ракаате намаза витр.

После чтения второй суры в третьем ракаате намаза витр, молящийся забыл произнести такбир для чтения дуа «Кунут» и сразу перешел в руку’. Затем, поняв свою ошибку, он выпрямился, сделал такбир и прочитал «Кунут». В этом случае ему не нужно повторять руку’. Он может сразу перейти в саджда и совершить саджда ас-сахву в конце намаза, или, если он не вернулся к «Кунуту», а продолжил совершать намаз, перейдя из руку’ в суджуд, он может продолжить намаз обычным образом, и его намаз будет действителен при условии, что в конце он совершит саджда ас-сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар).

5. Опережение имама во вступительном такбире.

Если следующий за имамом вступит в намаз до имама, то его намаз не будет действителен. Ему нужно начать его заново (Аль-Халяби ас-Сагыр).

6. Такбир присоединившегося к джамаату (масбук).

Если человек присоединяется к джамаат-намазу, а имам в это время находится в руку’ или суджуде, то ему нужно сначала произнести такбиратуль-ихрам стоя (прежде чем он наклонится, чтобы последовать за имамом), и, только произнеся такбир полностью, он должен, произнеся следующий такбир (желательный такбир перехода между рукнами), последовать за имамом.

Продолжение следует…

«Вопросы, касающиеся саджда сахву»

Муфтий Хабиб ар-Рахман аль-Хайрабади

363

Последние статьи
19.11.2017
Подробнее
15.10.2017
Подробнее
21.09.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.