11. Пока имам читает ташаххуд в последнем для него сидении намаза, масбук в ожидании его саляма может совершить одно из нескольких дел на выбор:
Все эти способы верные, однако наиболее предпочтителен последний.
12. Если молящийся присоединился к джамаату, после того как имам дал первый салям, то это не считается присоединением к джамаату. Более того, даже если он присоединился, когда имам только произнес слово «ас-салям», джамаат все равно не засчитывается. Ему нужно отделиться от этого джамаата и совершить намаз в одиночку («Хашия» Ибн Абидина).
13. Если масбук присоединился к джамаату в последнем сидении и начал читать ташаххуд, а в это время имам дал салям, то для масбука лучше завершить чтение ташаххуда, а потом встать и наверстать пропущенные ракааты («Хашия» Ибн Абидина).
14. Способ выполнения пропущенных ракаатов в четырехракаатном намазе.
Когда имам закончит произносить второй салям, масбук, который пропустил, к примеру, три ракаата, должен встать, произнеся: «Аллаху Акбар». Затем он читает «сана» (Субханака…), суру «Аль-Фатиха» и другую суру (или аяты). Затем он совершает рукуʼ и суджуды, садится и читает ташаххуд. Этот ракаат будет для него вторым, поскольку первый ракаат его намаза – тот, что он совершил за имамом. Затем он встает, читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру и выполняет рукуʼ и суджуды. Это третий ракаат. В четвертом же ракаате масбук читает только суру «Аль-Фатиха», после чего завершает намаз обычным образом.
15. Масбук читает «сана», после того как встанет (после второго саляма имама) для выполнения оставшихся ему ракаатов, а не после присоединения к джамаату.
16. Чтение салавата и дуа за имамом.
Если следующий за имамом (муктади) еще читает салават или дуа, а имам в этом момент дал салям, то муктади должен прекратить чтение и последовать за имамом в саляме. Однако, если муктади читает ташаххуд, а имам дает салям, то в этом случае муктади сначала должен закончить чтение ташаххуда и лишь затем дать салям («Хашия» Ибн Абидина).
Также, если имам встанет после первого сидения намаза, а муктади все еще читает ташаххуд, то ему следует закончить ташаххуд, а потом последовать за имамом («Хашия» Ибн Абидина).
Если муктади не успел прочитать три тасбиха в рукуʼ или суджуде, а имам перешел к следующему рукну, то муктади должен, не задерживаясь, последовать за имамом («Хашия» Ибн Абидина).
17. Если масбук присоединился к намазу во втором его ракаате, а имам прочитал в нем после «Аль-Фатихи» суру «Ан-Нас», то, выполняя оставшиеся ему ракааты, масбук может читать из Корана, что хочет (Ад-Дурр аль-Мухтар).
18. Присоединение к джамаату в третьем ракаате намаза витр.
Если масбук присоединился к имаму в третьем ракаате намаза витр, то он должен читать дуа Кунут вместе с имамом и не должен затем повторять его, выполняя пропущенные ракааты. Также он не обязан повторять его, если присоединился к имаму, когда тот находился в рукуʼ третьего ракаата намаза витр.
19. Некоторые ученые рекомендовали добавлять при чтении тасбиха в саджда ас-сахву следующие слова:
[Субхана ман ля янаму уа ля ясху]
(Пречист Тот (Аллах), Который не спит и не ошибается)
(«Хашия» ат-Тахтави)
Если человек совершил ошибку в самом саджда ас-сахву, например, сделал один суджуд вместо двух, то ему не нужно повторять саджда ас-сахву из-за этой ошибки и его намаз будет действителен («Хашия» ат-Тахтави).
Если молящийся прочитает аят Корана в рукуʼ или суджуде, то ему нужно совершить саджда ас-сахву («Хашия» ат-Тахтави).
А Всевышний Аллах знает лучше.
Продолжение следует…
«Вопросы, касающиеся саджда сахву»
Муфтий Хабиб ар-Рахман аль-Хайрабади