Саджда ас-сахву (18)
Саджда ас-сахву (17)
Приложение
Таблица для самопроверки
Для облегчения запоминания и повторения мы подготовили таблицу, где в краткой форме изложили содержание книги, ограничившись только практической стороной дела – ситуациями, где надо и где не надо совершать саджда ас-сахву. Мы опустили все подробности, объяснения и дополнительные темы, затронутые автором в книге.
Все ситуации в таблице приведены в том порядке, в котором они идут в книге. В случае возникновения неясности в каком-либо пункте таблицы, следует обратиться к соответствующей главе книги.
1. Ошибки в чтении Корана.
Нужно совершить саджда ас-сахву:
- Повтор всей/большей части суры «Аль-Фатиха» в первом или втором ракаате фард-намаза.
- Повтор всей/большей части суры «Аль-Фатихи» в любом ракаате любого намаза, кроме фарда.
- Пропуск большей части суры «Аль-Фатиха» (пропуск меньшей части – саджда ас-сахву желателен).
- Чтение другой суры вместо суры «Аль-Фатиха».
- Если не прочитал суру «Аль-Фатиха», но прочитал вторую суру, или наоборот.
- Чтение менее трех коротких аятов после суры «Аль-Фатиха».
- Громкое/тихое чтение имама не там, где надо.
- Громкое чтение имама в третьем и четвертом ракаатах фард-намаза.
- Если имам задержался после трех аятов второй суры на длину рукна.
- Если имам задержался после суры «Аль-Фатиха» и до второй суры на длину рукна.
- Пропуск суры «Аль-Фатиха» в любом ракаате нафль- или ваджиб-намаза.
- Тихое чтение имама в таравихе и витре в Рамадан.
Не нужно совершать саджда ас-сахву:
- Повторение всей или части суры «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаате фард-намаза.
- Повторение всей или большей части суры «Аль-Фатиха» после чтения суры «Аль-Фатиха» и второй суры.
- Чтение после суры «Аль-Фатиха» не той суры, которую собирался читать.
- Повторение одного аята.
- Пропуск суры «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаате фард-намаза.
- Чтение второй суры в третьем или четвертом ракаате фард-намаза.
- Громкое/тихое чтение не там, где надо, для того, кто совершает намаз в одиночку.
- Чтение одной и той же суры после суры «Аль-Фатиха» в первом и втором ракаатах.
- Пропуск одного или более аятов во второй суре.
- Если имам, прочитав три аята второй суры, перешел в рукуʼ.
- Нарушение порядка сур в намазе (это макрух).
- Если ничего не читал в третьем и четвертом ракаатах фарда (при условии, что задержался стоя на длину одного тасбиха).
- Ошибка в таджвиде, нарушающая смысл аята или вводящая в Коран новое слово (в этом случае намаз нарушается).
2. Ошибки в поясном и земном поклонах.
Нужно совершить саджда ас-сахву:
- Совершение рукуʼ не в свое время.
- Совершение одного суджуда не в своем месте.
- Сомнение в количестве суджудов.
- Совершение рукна не в его месте.
- Повторение рукна (например, два рукуʼ).
- Сомнение, совершил ли ваджиб (например, дуа Кунут в намазе витр).
- Совершение саджда ат-тилява в намазе не сразу, а после чтения трех коротких или одного длинного аята после аята саджда.
- Совершение саджда ат-тилява после саляма.
- Ненамеренное нарушение таʼдиль аль-аркан (выполнение рукнов спокойно, с остановками).
Не нужно совершать саджда ас-сахву:
- Чтение тасбихов рукуʼ в суджуде, и наоборот (это макрух).
- Совершение саджда ат-тилява менее, чем после чтения трех коротких аятов или одного длинного после аята саджда.
- Ошибка в количестве тасбихов в намазе тасбих.
3. Ошибки, связанные с количеством ракаатов намаза.
Нужно совершить саджда ас-сахву:
- Сидение в первом или третьем ракаате на длину совершения рукна.
- Пропуск сидения во втором ракаате.
- Совершение четырех ракаатов намаза фаджр или шести – намаза аср.
- Если на встал на пятый ракаат в четырехракаатном намазе, но до его завершения сел обратно.
- Если не можешь определить, сколько ракаатов совершил.
- Если путник сделал четыре ракаата вместо двух по ошибке.
4. Ошибки в сидении (ка’да).
Нужно совершить саджда ас-сахву:
- Чтение салавата в первом сидении.
- Чтение Корана после ташаххуда в первом сидении.
- Чтение Корана до или вместо ташаххуда в любом сидении.
- Пропуск любой части ташаххуда.
- Пропуск первого сидения.
- Если вспомнил, что пропустил первое сидение, и вернулся к нему, будучи ближе к вертикальному положению.
- Чтение ташаххуда дважды в первом сидении любого намаза.
- Молчание на длину рукна после чтения ташаххуда в первом сидении.
- Если по ошибке дал салям после второго ракаата (и не нарушил намаза затем).
- Если по ошибке встал с четвертого ракаата на пятый, затем вернулся.
- Задержка саляма в последнем сидении больше, чем на длину рукна.
Не нужно совершать саджда ас-сахву:
- Если успел произнести из салавата только اللهم صل على
- Чтение салавата в первом сидении нафль-намаза.
- Чтение Корана в ташаххуде в последнем сидении.
- Если пропустил первое сидение и вернулся к нему, будучи ближе к сидячему положению.
- Чтение ташаххуда дважды в последнем сидении любого намаза.
- Молчание после чтения ташаххуда меньше, чем на длину рукна.
- Повторение или полный или частичный пропуск салавата в последнем сидении.
5. Ошибки, связанные с такбиром.
Нужно совершить саджда ас-сахву:
- Повторение такбиратуль-ихрам (после чтения Корана).
- Пропуск такбира в третьем ракаате намаза витр (перед дуа Кунут).
Не нужно совершать саджда ас-сахву:
- Если не произнес такбир между рукнами.
- Повторение такбиратуль-ихрам сразу за первым (без длинной паузы).
- Пропуск такбиров праздничного намаза.
- Чтение лишних такбиров в праздничном намазе.
6. Ошибки, связанные с тасбихами и азкарами.
Нужно совершить саджда ас-сахву:
- Чтение дуа Кунут в первом или втором ракаате намаза витр.
Не нужно совершать саджда ас-сахву:
- Пропуск та’авуз (а’узу биЛляхи) и тасмия (бисмиЛлях).
- Пропуск сана (СубханакаЛлахумма ва бихамдик).
- Произнесение «бисмиЛлях» в руку’.
- Произнесение «Аллах, Аллах» и «…илляЛлах» в любом месте намаза.
- Произнесение та’авуза, тасмии или «амин» вслух.
- Громкое чтение «Субханака…», зикров, дуа и салавата.
7. Ошибки присоединившегося к имаму после начала намаза (масбук).
Нужно совершить саджда ас-сахву:
- Если дал оба саляма вслед за имамом.
- Если совершил то, что требует саджда ас-сахву, в восстанавливаемых ракаатах.
- Масбук забыл, что должен восстановить пропущенные ракааты, закончил намаз и, не совершая то, что его нарушает, выполнил их.
Не нужно совершать саджда ас-сахву:
- Если масбук присоединился к джамаату, когда имам совершал саджда ас-сахву.
Окончание, альхамдулиЛлях
«Вопросы, касающиеся саджда сахву»
Муфтий Хабиб ар-Рахман аль-Хайрабади
3490