11. Громкое чтение в намазе, где нужно читать тихо.
Если имам читал Коран громко в намазе, где предписано тихое чтение (то есть зухр и аср), то саджда ас-сахву становится обязательным.
Также, если имам читал тихо в намазе, где нужно читать громко (фаджр и первые два ракаата магриба и иша), обязательно совершить саджда ас-сахву.
Если имам прочитал тихо в намазе, где нужно читать громко, три коротких аята и затем понял свою ошибку или его исправил кто-то из молящихся за ним, то ему необходимо (ваджиб) повторить прочитанное громко и совершить в конце намаза саджда ас-сахву. Однако, если он прочитал тихо меньше трех аятов, то саджда ас-сахву не будет ваджибом.
Аналогично этому, если имам прочитал громко три аята и более в намазе, где предписано читать тихо, а затем осознал свою ошибку, то он может продолжить читать тихо оттуда, где он остановился, не повторяя прочитанное, а в конце ему следует (ваджиб) совершить саджда сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар).
Примечание:
Тот, кто своевременно совершает (не восполняет) намаз, где нужно читать громко, в одиночку, может читать как громко, так и тихо. Саджда ас-сахву совершать не нужно (Аль-Фатава аль-Хиндийя). Намаз, в котором нужно читать тихо, молящемуся в одиночку желательно совершать тихо.
12. Повторение одной и той же суры в двух ракаатах.
Повторение одной и той же суры в двух и более ракаатах не делает обязательным саджда ас-сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар).
13. Пропуск одного аята и более в чтении Корана.
Если молящийся по ошибке пропустит несколько аятов при чтении второй суры, саджда ас-сахву совершать не нужно (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
14. Совершение ошибки после чтения трех аятов.
Если после чтения трех аятов имам не смог продолжить, потому что забыл продолжение, и перешел сразу в руку’, то в этом нет проблемы, и его намаз будет действительным, и ему не нужно совершать саджда ас-сахву («Хашия» Ибн Абидина). С другой стороны, если после чтения трех аятов, понимая, что он не может продолжать, имам простоял в таком положении на протяжении времени совершения одного рукна, то, вне зависимости от его дальнейших действий, ему необходимо будет совершить саджда ас-сахву в конце намаза. Точно так же его нужно будет совершить, если молящийся по окончанию чтения суры «Аль-Фатиха» простоял в нерешительности на длину совершения рукна и более, решая, какую суру читать дальше (Ад-Дурр аль-Мухтар).
15. Чтение сур не по порядку.
Чтение сур не в том порядке, в каком они идут в Коране, (например, человек прочитал суру «Аль-Кафирун» в первом ракаате и суру «Аль-Курайш» – во втором) не делает обязательным саджда ас-сахву. Тем не менее, делать так добровольно нежелательно (макрух).
Если молящийся по забывчивости прочитает во втором ракаате суру, которая идет в Коране раньше той, что была прочитана в первом ракаате, то, осознав свою ошибку, он должен продолжить читать ту суру, которую начал. Теперь ему будет нежелательно (макрух) прекратить чтение этой суры и перейти к другой только из желания соблюсти правильный порядок чтения сур («Хашия» Ибн Абидина).
16. Молчание в последних ракаатах обязательного (фард) намаза.
Если молящийся простоял молча на протяжении хотя бы одного тасбиха в третьем и четвертом ракаатах фард-намаза, не читая ничего или прочитав, допустим, только три тасбиха, то его намаз будет действительным и саджда ас-сахву совершать не нужно (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
17. Пропуск суры «Аль-Фатиха» в желательном намазе или в намазе витр.
Саджда ас-сахву необходимо совершить, если молящийся не прочитал суру «Аль-Фатиха» в любом из ракаатов желательного намаза или третьем ракаате намаза витр (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
Продолжение следует…
«Вопросы, касающиеся саджда сахву»
Муфтий Хабиб ар-Рахман аль-Хайрабади