Вопрос:
Что мы должны произносить вслух, а что про себя (мысленно) во время коллективного намаза? Я знаю, что мы (те, кто следует ханафитскому мазхабу) не читаем вслух Коран, но должны ли мы произносить вслух такбиратуль-ихрам или дуа ат-тахийят?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Произнесение вступительного такбира является обязательной частью (фард) намаза, и без его произнесения молитва не будет действительна, при этом не имеет значения – читает ли человек намаз в одиночку или следуя за имамом.
Пророк Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
مفتاح الصلاة الطهور، وتحريمها التكبير، وتحليلها التسليم
«Ключ к молитве – омовение, ее начало – такбир (такбиратуль-ихрам), и ее завершение – салям» (Тирмизи, хадис 3, передал Али).
Основываясь на этом хадисе, ученые всех четырех мазхабов единодушны в том, что вступительный такбир является обязательной частью намаза и условием для его действительности, как тахарат (ритуальная чистота) есть предварительное условие для действительности намаза.
Минимальное требование для произнесения такбира – произносить его звуки, шевеля губами и языком. Простое произнесения его про себя, мысленно не будет достаточным, так что если человек произнесет его лишь мысленно, не шевеля губами и языком, его намаз не будет действительным.
الإمام يحتاج إلى الجهر لإسماع غيره والمنفرد يحتاج إلى إسماع نفسه لا غير، وذلك يحصل بالمخافتة
تصحيح الحروف أمر لا بد منه، ولا تصير قراءة إلا بعد تصحيح الحروف، فإن صحح الحروف بلسانه ولم يسمع نفسه؛ حكي عن الكرخي أنه يجزيه، وبه كان يفتي الفقيه أبو بكر الأعمش؛ لأن القراءة فعل اللسان، وذلك بإقامة الحروف، لا بالسماع، فإن السماع فعل السامع، وإلى هذا أشار محمد رحمه الله في «الأصل»
Что касается произнесения ташаххуда (дуа ат-тахийят) – его произнесение согласно ханафитскому мазхабу есть ваджаб (но не фард) для молящегося (не имеет значения, следует ли он за имамом или читает намаз в одиночку) (Аль-Фатава аль-Хиндийя, том 1, с. 71).
ويجب التشهد في القعدة الأخيرة وكذا في القعدة الأولى وهو الصحيح
Если же имам или тот, кто читает намаз в одиночку, пропустит ташаххуд или произнесет его только мысленно, не двигая языком и губами, ему нужно будет совершать саджа ас-сахв (земной поклон по забывчивости) для исправления этой ошибки (аль-Фатава аль-Хиндийя, т.1, с. 127).
(ومنها) التشهد فإذا تركه في القعدة الأولى أو الأخيرة وجب عليه سجود السهو
Если же муктади (следующий за имамом) пропустит ташаххуд или произнесет его лишь мысленно, то хотя он пропустил действие, которое является ваджибом намаза, его намаз будет действительным, поскольку чтение ташаххуда имамом будет достаточным (а также потому, что ташаххуд – это ваджиб намаза, но не фард) (аль-Фатава аль-Хиндийя, том 1, с. 128).
سهو المؤتم لا يوجب السجدة
А Аллах знает лучше.
Муфтий Сухайл Тармахомед