Это мединская сура, состоит из 8 аятов.
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ
إِذَا زُلْزِلَتِ الْأَرْضُ زِلْزَالَهَا
وَأَخْرَجَتِ الْأَرْضُ أَثْقَالَهَا
وَقَالَ الْإِنسَانُ مَا لَهَا
يَوْمَئِذٍ تُحَدِّثُ أَخْبَارَهَا
بِأَنَّ رَبَّكَ أَوْحَى لَهَا
يَوْمَئِذٍ يَصْدُرُ النَّاسُ أَشْتَاتًا لِّيُرَوْا أَعْمَالَهُمْ
فَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْرًا يَرَهُ
وَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرًّا يَرَهُ
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
1. Когда сотрясётся земля своим сотрясением,
2. и выведет земля (из себя) свои ноши [умерших и сокровища],
3. и скажет человек: «Что (происходит) с нею?»
4. В тот день [в День Суда] расскажет она [земля] свои вести [о том, что творили рабы Аллаха на ней],
5. потому что Господь твой внушит ей [земле] (речь).
6. В тот день [в День Суда] выйдут люди (из места расчёта) толпами, чтобы им показаны были их деяния;
7. и кто (в своей жизни) совершил благое (дело) (даже хоть) на вес пылинки, увидит его,
8. и кто (в своей жизни) сделал плохое (дело) (даже хоть) на вес пылинки, увидит его.
***
Достоинства суры Аз-Зальзаля
Сподвижники Анас и Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) передавали, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил, что сура Аз-Зальзаля равна половине Корана, сура Аль-Ихляс равняется трети Корана, а сура Аль-Кафирун равняется четверти Корана (Передается Тирмизи, аль-Багави и аль-Мазхари).
Явление Дня Воскресения
Первый аят:
إِذَا زُلْزِلَتِ الْأَرْضُ زِلْزَالَهَا
«Когда сотрясётся земля своим сотрясением»
Не совсем ясно, относится ли это сотрясение земли к событиям перед первым звуком Рога (возвещающего начала Дня Суда), или оно относится к явлениям после второго звука Рога, когда мертвые тела будут воскрешены, и люди выйдут из своих могил. Сообщения (хадисы) и мнения комментаторов расходятся во мнении по этому вопросу. Не исключено, что в тот момент произойдет несколько землетрясений: первое, перед первым звуком Рога, и второе – после второго звука Рога, во время воскресения мертвых. В первом аяте, по-видимому, говорится о втором звуке Рога, и контекст суры поддерживает такое мнение, поскольку дальше в суре идет речь о картине Судного дня – отчете, взвешивании и оценивании деяний, и о воздаянии за них. А Аллах знает лучше (Мазхари).
Второй аят:
وَأَخْرَجَتِ الْأَرْضُ أَثْقَالَهَا
«и выведет земля (из себя) свои ноши [умерших и сокровища]»
Муслим передает в своем сборнике Сахих хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Земля выбросит наружу свое содержимое. Золото и серебро выйдут наружу в виде столбов. Убийца выйдет и скажет: «Я убивал за это?» Тот, кто разрывал родственные отношения, скажет: «За это я разорвал родственные узы?» Вор скажет: «За это мне отсекли руку?» Затем они оставят его (‘это сокровище) там, и никто не будет брать ничего из него»
Седьмой аят:
فَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْرًا يَرَهُ
«и кто (в своей жизни) совершил благое (дело) (даже хоть) на вес пылинки, увидит его»
Слова «благое дело» относятся к тому, что является добром согласно шариату, то есть, к добрым делам, которые были совершены в результате веры ради довольства Аллаха. Добрые дела, которые были совершены неверующими людьми, не будут учитываться, и следовательно, за них не будет награды в будущей жизни, они могли быть вознаграждены Всевышним только в этой жизни. Так что на основе этого аята можно сделать вывод, что тот (мусульманин), что совершил добро хотя бы на вес пылинки, будет выведен из Ада. По той причине, что человек пожнет плоды своих праведных дел в будущей жизни. И даже если он не совершил ни одного доброго дела, его вера (если он имел правильные убеждения) сама по себе является праведным делом.
Таким образом, каким бы грешником не был верующий человек, он не будет осужден на (вечное) пребывание в Аду по причине своей веры. И наоборот, какое бы множество добрых дел не совершил неверующий, это все будет напрасным по причине отсутствия у него веры. Однако, он может быть вознагражден за добрые дела в этой жизни.
Восьмой аят:
وَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرًّا يَرَهُ
«и кто (в своей жизни) сделал плохое (дело) (даже хоть) на вес пылинки, увидит его».
Под злым делом подразумевается грех, в котором человек не покаялся. В Коране и Сунне содержатся достаточные свидетельства, что если грешник искренне раскаивается, Аллах примет Его покаяние по Своей милости. Однако, грехи, в которых человек не покаялся, скажутся на его участи в будущей жизни, и не имеет значения, что в этой жизни люди могли считать их мелкими и незначительными. Поэтому наш Пророк (мир ему и благословение) предупреждал Аишу (да будет доволен ей Аллах) от того, чтобы считать какие-то грехи мелкими, поскольку они также учитываются Аллахом (Передается у Насаи и Ибн Маджа).
Сподвижник Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) считал этот аят самым всеобъемлющим в Священном Коране. Анас (да будет доволен им Аллах) сообщает в длинном хадисе, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил об этом аяте как об «уникальном и самым полным, всеохватывающем аяте».
А Аллах знает лучше.
Ма’арифуль-Куран
Муфтий Мухаммад Шафи’ Усмани