Таклид или следование за учеными (1) Что это такое и для чего нужен таклид? - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Таклид или следование за учеными (1) Что это такое и для чего нужен таклид?

В наше время понятие таклида или следования за учеными (в частности, за имамами четырех мазхабов) вызывает множество разногласий. Многие мусульмане по невежеству отрицают подобную практику (называя ее «слепым следованием без знаний и доказательств»), утверждая, что человек может сам извлекать решения из Корана и Сунны или, по крайней мере, должен проверять все заключения ученых самостоятельно. Так ли это — речь об этом пойдет дальше.

*****
Таклид относится к практике нашей повседневной жизни. Под этим словом подразумевается такое поведение человека, когда он в какой-то конкретной области науки или жизнедеятельности принимает и следует мнению авторитетного эксперта в этой области, не требуя доказательств и обоснования для каждого указания или заключения эксперта. Это естественная часть человеческой жизни, его практикуют миллионы людей во всем мире, в каждом аспекте жизни.
Примеры таклида из повседневной жизни

Примеры этого можно видеть повсюду. Когда ребенок учится читать и писать в школе, это таклид. Человек, обучающийся водить машину, следует указаниям инструктора по вождению. Больной следует советам врача. Клиент следует указаниям своего юриста или консультанта в вопросах бизнеса.

Когда мы принимаем на веру какие-то факты из различных наук, таких как астрономия, история, география, археология, мы также совершаем таклид. Когда нам сообщают, что Солнце находится на расстоянии 93 млн миль от Земли, мы разве просим доказательств? Считается само собой разумеющимся, что это выводы экспертов, и их принимают на веру. Школьные учителя сообщают ученикам сведения из различных наук, и дети должны запоминать их и рассказывать на экзаменах. И можно привести еще множество примеров таклида. Отсюда следует, что таклид является естественным образом жизни и характерен не только для Ислама и исламского фикха.

Таклид в контексте исламского фикха: означает, когда простой верующий следует заключениям ученых-факихов в их интерпретации исламского права, не требуя от них объяснений – каким образом они пришли к тому или иному выводу. Это означает, что обычные верующие не обязаны совершать иджтихад, то есть множество сложных процедур и выводов, необходимых при выдаче фетвы (юридического вердикта). Обязанностью простых людей является принимать авторитет ученых и следовать их решениям.

В этом смысле таклид – большое благословение для простых людей, потому что от них не требуется входить в тонкости сложного и длительного процесса иджтихада. Умение делать иджтихад требует долгих лет обучения, большой эрудиции и тяжелой нагрузки во время приобретения специализации в различных исламских науках.

Недоразумения относительно таклида

В последнее время в вопросе таклида появляются разногласия и предубеждения. Многие мусульмане по невежеству выступают против таклида (называя его «слепым следованием без знаний и доводов»). Лучший способ устранить такое непонимание – обратиться к исламским источникам, Корану и Сунне и словам больших ученых на эту тему. Такое изучение позволит устранить недопонимание.

Роль таклида в шариате

Сама суть руководства для людей исходит из Священного Корана – «Худан ли ан-Нас» («Руководство для человечества»). Это руководство и его законы основаны на фундаментальных принципах, детали которых были ниспосланы Пророку (ﷺ), чтобы донести их до людей.

Например, в Коране говорится:

«Акыму-с-салят» («совершайте намаз»). Там не сказано, каким конкретно образом нужно совершать намаз, какие суры Корана в нем читать и т.д. Полный метод молитвы объясняет нам Пророк (ﷺ).

«Ва атуз-закят» («и выплачивайте закят»): из хадисов Пророка (ﷺ) мы узнаем, какой закят нужно выплачивать с золота, серебра, скота, земли, другого имущества, об этом не сказано в Коране.

«Ва лиЛЛяхи аля н-нас хидж аль-байти» («люди обязаны совершать хадж к дому Аллаха»). И в этом случае метод тавафа, число обходов вокруг Каабы, детали, касающиеся пребывания на Арафате, в Мине, Муздалифе, были доведены до людей Святым Пророком (ﷺ).

Таким образом, мы видимо, что без хадисов невозможно понять и исполнить указания Священного Корана даже в таких вопросах как намаз, закят, хадж. Поэтому в Коране говорится:  «Кто подчиняется Посланнику, подчиняется Аллаху». (4, 80). Послушание Пророку (ﷺ) является послушанием Самому Аллаху.

В хадисах нам сказано:

«Совершайте ваши молитвы так же, как вы видите меня совершающим молитву» (Бухари).

Пророк (ﷺ) не сказал нам «совершайте молитвы в таком порядке, какой вы можете сами вывести из Корана».

Хадисы делятся на различные категории:

• Изречения Святого Пророка (ﷺ),
• Деяния Святого Пророка (ﷺ),
• Слова, действия и поступки других людей, подтвержденные Пророком (ﷺ).

Все эти категории хадисов дают указания для уммы.

Что такое кыйяс или иджтихад и для чего он нужен:

Когда Пророку (ﷺ) задавали вопрос, он отвечал на него, а иногда также задавал тому, кто его спрашивал, подобный вопрос, ответ на который был известен тому человеку. Когда он давал верный ответ, Пророк (ﷺ) говорил, что вопрос, который он задал, относится к такой же категории, как и этот, ответ на который этот человек уже знает.

Пример такой ситуации: Одна женщина спросила: «Хадж был обязательным для моей матери, но она скончалась. Могу ли я совершить его от ее имени?» Пророк (ﷺ) ответил: «да, и такой хадж будет засчитан как будто она его совершила. Скажи, если бы твоя мать имела долг, и ты оплатила бы его, он был бы засчитан?» Женщина ответила утвердительно. Тогда Посланник Аллаха сказал: «Тем более, нужно выполнить свои долги перед Аллахом».

Такого рода рассуждения называются кыйяс или иджтихад в шариате.

Они используются в шариате, когда нет конкретных указаний в Коране или хадисах. Однажды Пророк (ﷺ) отправлял сподвижника Муаза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) в Йемен в качестве правителя и судьи. Пророк (ﷺ) дал Муазу много указаний и советов, а потом спросил его:

— По каким правилам ты будешь принимать решения?

— Согласно Корану.

— А если ты не найдешь ответа в Коране?

— Согласно словам и указаниям Пророка (ﷺ)

— А если не найдешь  и там ответа?

— Тогда я буду делать иджтихад.

Пророк (ﷺ) порадовался такому ответу и полностью одобрил его, и поблагодарил Аллаха за то, что Он сподвижнику такое понимание религии (Абу Дауд, т.2, с. 149).

Если после такого иджтихада, сделанного одним ученым, остальные будут согласны с его решением, это будет называться иджма, поскольку кыйяс и иджтихад не производят каких-то самостоятельных решений, а лишь делают очевидным и известным то, что уже содержится в Коране и хадисах, а муджтахид лишь открывает это и доводит до людей.

Человек же, который не достиг уровня и способностей делать иджтихад, должен следовать за муджтахидом, этот акт следования называется таклид.

Пророк (ﷺ) отправил Муаза ибн Джабаля как судью и правителя, чтобы люди могли действовать в соответствии с его указаниями, которые он должен извлекать из Корана, хадисов и собственного иджтихада.

Принимать все эти три источника шариата является в действительности повиновением Посланнику (ﷺ), как об этом передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (ﷺ) сказал: «Кто повиновался мне, повиновался Аллаху, и кто непослушен мне, непослушен Аллаху, кто повинуется амиру (правителю), повинуется мне, кто не подчиняется амиру, не подчиняется мне» (Мишкат Шариф, с. 310).

Предписания шариата и их виды:

Масаиль (вопросы) или предписания шариата делятся на четыре вида:

1. Четкие указания Священного Корана или хадисов. В этом случае недопустим ни иджихад, ни таклид. Их нужно практиковать в прямом смысле.

2. Есть два предписания, одно более ранее, другое позднее, и известно, что более позднее отменило раннее предписание, нужно следовать более позднему. Здесь также таклид и иджтихад недопустимы.

3. Указания, которые содержат два четких запрета, но неизвестно, какое было раньше, а какое позже, нет исторических свидетельств.

4. Указания, из которых нельзя вывести четкий запрет.

Из этого следует, что если указания 1) и 2) очевидны, то указания 3) и 4) требуют толкований. Если человек не знает, что с ними делать, это не означает, что он свободен от выполнения преписаний, содержащихся в них.

«Разве ж вы думали, что Мы создали вас напрасно [просто забавляясь] и что вы к Нам не будете возвращены (для расчёта и воздаяния)?» (23, 115) – Разумеется, это не так, мы должны повиноваться приказам Аллаха. А как мы можем это сделать, когда мы не всегда можем понять божественные повеления и запреты, которые из них были сделаны раньше, а какие позже, какие были отменены и каким надо следовать (как в случаях 3) и 4)?

Всевышний говорит – «Не следуйте за тем, о чем у вас нет знания». В этих (последних) случаях возникает необходимость кыйяса и иджтихада. Относительно третьего вида суждений – нужно понять, какому из них нужно следовать, и в четвертом случае – вывести из него четкое указание и повеление к действию. Понятно, что у простых людей нет такой способности, и они будут нуждаться в ученых.

Многие претендуют на то, что у них есть свое мнение по данному вопросу, но имеют значение только мнения, выведенные в соответствии с мнениями муджтахидов. Мнение мукаллида по вопросам шариата не принимается. Даже если муджтахид совершает ошибку, все равно он получает награду за свои усилия (как упомянуто в Бухари). А если мукаллид, действуя по своему разумению, вдруг окажется правым, на нем все равно будет грех за то, что он занялся не своим делом, в котором у него нет знаний.
Продолжение следует…

http://jamiat.org.za/

48

Последние статьи
23.06.2017
Подробнее
15.06.2017
Подробнее
13.06.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.