Толкование суры аль-Фатиха (1) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Толкование суры аль-Фатиха (1)

С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете, и лишь к уверовашим — на том.

С дозволения Всевышнего Аллаха начинаем выкладывать на сайте перевод отдельных глав тафсира (толкования) Священного Корана «Ма’арифуль Куран», сделанного выдающимся ученым индийского субконтинента Мухаммадом Шафи’ Усмани (с его биографией можно ознакомиться здесь). Сейчас мы представляем вашему вниманию первую часть толкования суры Аль-Фатиха.

*****

Аль-Фатиха — это мекканская сура, состоит из семи аятов.

Достоинства и особенности этой суры

Эта сура (глава) Священного Корана обладает многими особенностями, характерными только для нее. Во-первых, Коран начинается с нее, предписанная молитва (намаз) начинается с этой суры, и даже в порядке ниспослания — это первая сура, которая была ниспослана нашему Пророку (мир ему и благословение) в законченной форме.

Некоторые аяты сур Икра (аль-Аляк), аль-Муззаммиль и аль-Муддассир, без сомнения были ниспосланы раньше, но нет ни одной суры, которая была ниспослана в законченной форме прежде, чем эта. Некоторые сподвижники Пророка (мир ему) передают, что эта была первая сура, которая была ниспослана. Наиболее вероятно, что они имели в виду, что никакая другая сура не была ниспослана в законченной форме раньше, чем эта. Видимо, поэтому эта сура носит имя «Фатихатуль Китаб» (Открывающая книгу).

Другая важная особенность этой суры — это то, что она является, так сказать, квинтэссенцией (самой сутью) Священного Корана, а остальная часть Корана – это ее раскрытие. Таким образом, эта сура раскрывается в двух частях (очерчивает два направления).

Во-первых, все, что говорится в Священном Коране, в той или иной мере, связано с одной из двух тем —  вера (Иман) и богоугодные дела (аль-Амаль ас-Салих), и базовые принципы этих двух моментов упоминаются в этой суре (см. Рух аль-Маани и Рух аль-Баян). Вот почему подлинные предания (хадисы) дают этой суре такие названия как Умм аль-Куран (Мать Корана), Умм аль-Китаб (Мать Книги), Аль-Куран аль-Азым (Великий Коран).

Во-вторых, эта сура дает специальные указания человеку, который начинает читать или изучать Коран: он должен подойти к этой книге с умом, очищенным от всех предыдущих мыслей и мнений, не ища ничего, кроме истины и прямого пути, обращаясь к Аллаху с мольбой об истинном наставлении на прямой путь. Остальные суры Корана являются ответом на эту мольбу. Ответ начинается со слов «Алиф Лям Мим. Эта Книга — нет сомнения в этом [несомненно] – является руководством для остерегающихся (наказания Аллаха)» (сура аль-Бакара, 1-2), что является свидетельством того, что руководство, о котором человек просил, представлено в этой книге.

Пророк (мир ему и благословение) также сказал: «Клянусь Аллахом, Господом моей жизни, что ни в Торе, ни в Евангелии, ни в псалмах Давида не было ничего, что бы сравнилось с Открывающей сурой Корана, и никакая другая сура Корана не может сравниться с ней» (хадис передан сподвижником Абу Хурайрой).

Пророк (мир ему и благословение) также сказал, что эта сура является исцелением от всех болезней. Согласно другому преданию (хадису) эта сура также называется «Исцеляющая» (аш-Шифа) (см. Куртуби). Аль-Бухари также передает от сподвижника Анаса, что Пророк (мир ему и благословение) называл эту суру самой великой среди сур Корана (см. Куртуби).

 

БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим

С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том.

Бисмиллях – это аят Священного Корана

Существует единогласное мнение всех исламских ученых, что «Бисмилляхи р-Рахмани –р-Рахим» — это аят Священного Корана, входящий в суру ан-Намль (Муравей), Также существует согласие ученых в том, что этот аят пишется в начале каждой суры, кроме суры ат-Тауба. Но есть разногласие среди муджтахидов (ученых, которые имеют право высказывать мнение по таким вопросам религии) — является ли этот аят неотъемлемой частью суры аль-Фатиха или нет.

Согласно мнению великого имама Абу Ханифы, этот аят не является составной частью какой-либо суры, кроме ан-Намль, а это есть самостоятельный аят Священного Корана, который был ниспослан для размещения в начале каждой суры, чтобы можно было отделить и отличить одну суру от другой.

Достоинства Бисмиллях

Было обычаем во времена невежества (джахилийи) перед приходом Ислама, что люди начинали все свои дела с именем своих богов или идолов. Эту практику должно было уничтожить то, что первый аят Священного Корана, который ангел Джибриль передал нашему Пророку (мир ему и благословение) повелевал ему начинать чтение Корана с именем Аллаха («Читай во имя Господа твоего»). Известный комментатор Корана ас-Суюты говорил, что все остальные божественные книги также начинались с «Бисмиллях». Другие ученые считали, что «Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим» – это особенность Корана и последователей Мухаммада (мир ему и благословение).

Два этих взгляда могут быть согласованы друг с другом, если мы скажем, что все божественные книги начинались с именем Аллаха, но слова «Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим» – это особенность Священного Корана, как очевидно из определенных преданий (хадисов), которые сообщают, что Пророк (мир ему и благословение ) начиная все, что он предпринимал с именем Аллаха, произносил слова «Бисмика Аллахумма» («С именем Твоим, О Аллах»), но когда были ниспосланы эти слова («Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим»), он начал произносить эти слова. С тех пор была установлена эта практика — через словесное повеление Пророка (мир ему и благословение), его действие или его молчаливое одобрение (см. Куртуби и Рух аль-Маани).

Священный Коран вновь и вновь повелевает нам начинать все, что мы делаем с именем Аллаха. Пророк (мир ему и благословение) сказал, что никакое важное дело не получит благословения Аллаха, если оно не начинается с Его имени. Согласно еще одному хадису (преданию), закрывать дверь дома, гасить лампу, закрывая сосуд — все должно делаться с произнесением «Бисмиллях». Священный Коран и предания (хадисы) неоднократно указывают нам произносить этот аят, когда мы берем еду, пьем воду, совершаем вуду (омовение), садясь в транспорт или спускаясь с него (см. Куртуби).

Повелевая человеку начинать все, что он делает с именем Аллаха, Ислам направляет всю его жизнь по направлению к Аллаху, чтобы он с каждым шагом, который он делает, обновлял свою преданность Аллаху. Таким образом, все повседневные действия человека, каждое движение и жест становятся актами богослужения.

Это краткое действие, которое не занимает ни времени, ни энергии, но какую огромную пользу оно имеет! Это своего рода регулярная алхимия (чудо), преобразовывающая светское (дунья) в священное (дин). Неверующий есть и пьет так же, как и мусульманин, но произнося «Бисмиллях» перед началом еды мусульманин подтверждает, что у него нет власти получить этот небольшой кусочек еды, который прошел через многочисленные стадии обработки: от сеяния семени до жатвы зерна, который потребовал во время этого процесса труда ветра, дождя, неба и земля и тысяч людей – и именно один только Аллах даровал ему этот кусочек еды или этот глоток воды, заставив его пройти через эти стадии.

Неверующий засыпает, просыпается и ходит почти так же, как и мусульманин. Но засыпая или просыпаясь, мусульманин упоминает имя Аллаха, возобновляя свои отношения с Ним. Таким образом, мирские и экономические потребности и действия приобретают свойство поминания Аллаха и считаются богослужением. Подобно этому, произнося «Бисмиллях», садясь в поезд, мусульманин свидетельствует о факте, что это не во власти человека произвести этот поезд и обеспечить его, это безошибочный божественный порядок вещей, который соединил со всех частей света сталь, древесину и другие материалы, которые вошли в состав этого поезда, так же как и механика, кто придал особую форму этим компонентам и его водителя – и наконец поместил их всех на службу человеку, который может использовать труд этой армии людей, заплатив несколько монет. И даже эти монеты не были созданы им, именно Аллах обеспечил все сложные пути и средства приобретения их. Поистине, «Бисмиллях» – это легендарный философский камень, который преобразовывает не медь, но простую пыль в самое чистое золото. Таким образом, благословен Аллах за религию Ислам и ее учение!

 

Продолжение следует иншаАллах…

914

Последние статьи
31.08.2017
Подробнее
27.08.2017
Подробнее
16.08.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.