Толкование суры Аль-Фатиха (3) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Толкование суры Аль-Фатиха (3)

Толкование суры Аль-Фатиха (2)

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ  (1
الْحَمْدُ للّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ  (2
الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ  (3
مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ  (4
إِيَّاكَ نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ  (5
اهدِنَا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ  (6
صِرَاطَ الَّذِينَ أَنعَمتَ عَلَيهِمْ غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّينَ  (7

«С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете, и только к уверовавшим на том. Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому (ко всем на этом свете) и Милосердному (только к уверовавшим на том). Властелину Дня Воздаяния. Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного просим о помощи. Веди нас прямым путем, путем тех, кому Ты даровал Свою милость, но не тех, кто находится под Твоим гневом, и не (путем) заблудших».

Данная сура состоит из семи аятов. Из них первые три содержат прославление Аллаха, в то время как три последних содержат просьбу или мольбу человека, которой Сам Аллах по Своей бесконечной милости научил его. Аят между двумя этими частями имеет оба этих аспекта – аспект прославления и аспект молитвы.

Сахих Муслим передает от благословенного сподвижника Абу Хурайры хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение) говорит:

«Аллах Всемогущий и Великий сказал:

«Я разделил молитву (то есть суру аль-Фатиха) между Собой и рабом Своим поровну, и Моему рабу достанется то, о чем он просит». Затем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«И если раб скажет: «Альхамду лиЛЛляхи раббиль ‘алямин (Хвала Аллаху, Господу миров!), 

Всевышний Аллах говорит: «Раб Мой воздал Мне хвалу».

И если он скажет: «…ар-Рахмани р-Рахим (Всемилостивому, Милосердному)», 

Аллах говорит: «Раб Мой восславил Меня».

И если он скажет: «…Малики йауми ддин (Владыке Судного Дня)»,

Всевышний Аллах говорит: «Раб Мой превознёс Меня».

И если он скажет:

«…ийя-кя на‘буду ва ийя-кя наста‘ин (лишь Тебе мы поклоняемся, и лишь к Тебе взываем о помощи)»,

Аллах говорит: «Это (будет поделено) между Мной и рабом Моим, и достанется рабу Моему то, о чём он просит».

И если он скажет: «…ихдина ссыраталь мустакым, сыраталь лязина ан‘амта ‘алейхим, гайриль магдуби ‘алейхим ва ля ддааллин (наставь нас на Прямой Путь, на Путь тех, на которых простерлась Милость Твоя, а не тех, которые навлекли на себя Гнев Твой, и не тех, которые находятся в заблуждении)»,

Аллах говорит: «Это – рабу Моему, и будет рабу Моему то, о чём он просит!» (Маджари)

*****

الْحَمْدُ للّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

Сура начинается со слов الْحَمْدُ للّهِ (АльхамдулиЛЛях — вся хвала принадлежит Аллаху), показывая, что все восхваления принадлежат Аллаху. Кто хвалит нечто в созданном мире, на самом деле воздает хвалу Аллаху. В чувственном (видимом) мире находятся миллионы вещей, который привлекают наш взгляд своей красотой или пользой для человека, но если попытаться заглянуть за завесу видимости, можно увидеть в каждой вещи проявление той же творческой силы. Восхищаясь всем существующем в сотворенном мире, мы воздаем хвалу Создателю, так же, как восхищение произведением искусства или ремесла фактически является похвалой художнику или ремесленнику. Это небольшое утверждение в Священном Коране открывает новую перспективу для человека, потерянному в лабиринте множественности, и показывает ему, что множество на самом деле соединено единой творческой силой,  а все похвалы в действительности принадлежит Одному, Чья власть абсолютна, и что только в нашем невежестве или безразличии мы может относить нашу похвалу кому-то еще.

Если есть только одно Существо во всей вселенной,  Кто по Своей природе заслуживает всей хвалы, поскольку это необходимость (Его восхваления) следует из самого Его Бытия, достойного поклонения и восхищения. Таким образом, мы видим, что хотя фраза «Альхамдулиллях» в данном случае используется для обозначения похвалы, но косвенно она уничтожает самый корень многобожия или поклонения сотворенным существам, в то же время, показывая со всей очевидностью первый и основной принцип исламской веры — Единство Всевышнего Создателя.

Следующие слова в суре رَبِّ الْعَالَمِينَ сообщают об атрибуте Аллаха как  Господа миров. Лексически, слово «Рабб» означает ‘Того, Кто дарует пропитание’.  «Пропитание» предполагает развитие каждого творения  постепенным образом, который способствует его собственной пользе, пока оно (творение) не достигает совершенства. Слово Рабб является уникальным для священного Бытия Аллаха и не может быть использовано по отношению к иному, тварному бытию, поскольку все творения  сами по себе нуждаются в пропитании и не могут давать пропитание кому-то еще.

Слово «‘алямин» это множественное число от «алюм» (мир, вселенная, царство). «Миры» включают в себя все возможные формы существования: небо, землю, солнце, луну, звезды, ветер и дождь, ангелов, джиннов, животных, растений, минералов и, конечно, людей. Так, выражение «Господь всех миров» означает, что один Аллах вызывает к жизни все формы творений, которые можно найти в этой Вселенной или в миллионах вселенных, которые могут находиться за пределами нашей Вселенной в космическом пространстве.

Имам Рази, великий комментатор Священного Корана, говорит, что существование иных вселенных в огромном пространстве за гранцами  нашей Вселенной может быть доказано с помощью рациональных аргументов, поскольку Аллах Всемогущий, поэтому Ему не составляет труда создать миллионы других вселенных в этом бесконечном пространстве. Передается от сподвижника Абу Саид аль-Худри, что существует сорок тысяч миров; а наш мир, простирающийся от востока до запада, является только одним из них. Согласно известному комментатору Мукатылю, число миров достигает восьмидесяти тысяч (см. Куртуби).

Что касается возражений, что ни один человек или животное не могут жить в космосе вследствие отсутствия воздуха (смеси газов определенного состава, необходимого для дыхания), Имам Рази пишет, что жители иных миров во Вселенной не обязательно имеют одинаковую физическую природу с обитателями нашего мира, и говорит о том, что их органическая природа и потребности в питании и иных средствах к существованию могут быть совершенно разными. Имам Рази утверждал подобные вещи около восьмисот лет назад без помощи современных средств наблюдения и исследования, пока новейшие разработки ученых относительно возможностей жизни в других частях Вселенной не подтвердили его мнение.

В свете этой короткой фразы «Господь миров» Вселенная являет себя как невероятно сложный, но прекрасно устроенный порядок. От неба до земли, от планет и звезд до частиц пыли, все связано в цепь единого бытия и выполняет те функции, которые были возложены на них божественной Мудростью Аллаха. Человек не сможет получить даже кусочка пищи, если тысячи сил неба и земли в совместных усилиях не произведут его. Этот универсальный порядок показывает людям, что если Аллах поставил миллионы созданий на службу человека, человеческое существование, в свою очередь, не может быть бесцельным или бессмысленным (Как утверждают некоторые западные философии абсурда и безумия).

В Священном Коране  Аллах очень явно и настойчиво напоминает нам, что Вселенная не является абсурдом:

«Мы не создали небеса и землю, и то, что находится между ними понапрасну. Это (лишь) вымысел неверующих. Но горе неверующим от огня Ада!» (38:27)

Если Вселенная не была создана напрасно и без цели, тем более, человеческая жизнь, которой служит огромная Вселенная, не может быть бесцельной и бессмысленной. Священный Коран показывает божественную цель в сотворении человека и цель его существования в следующем аяте:

«Я не создал джиннов и людей (с иной целью), кроме как для поклонения Мне» (51:56).

Можно также сказать, что слова «Господь миров» является подтверждением слов предыдущей фразы  «Альхамдулиллях» (Вся хвала принадлежит Аллаху). Когда один лишь Аллах является конечным источником попечения обо всей Вселенной, Он один может быть, на самом деле, достойным похвалы. Таким образом, первый аят суры, как мы уже говорили, сочетает в себе хвалу Аллаху и тонкое указание на первый и основной принцип исламской веры — единство Бога.

الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ

Второй аят говорит о божественных качествах милосердия, используя два прилагательных Рахман и Рахим, которые приведены в превосходной степени, и соответственно, означают избыток и совершенство божественной милости. Ссылка на данный атрибута в этой ситуации предназначена, чтобы напомнить о том, что забота о творениях совершается Создателем не по какому-то внешнему принуждению или внутренней потребности (или иному виду необходимости) — Аллах взял на Себя ответственность за пропитание всех Его творений в ответ на требование Своей Милости. Если вся эта Вселенная не существовала бы, Он не страдал бы от потери; если она существует, это не в тягость для Него.

مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ

Третий аят говорит об Аллахе как о «Господине Судного Дня» или «Дня Воздаяния»: (Малики йяуми д-дин). Слово «Малик» происходит от корня «милк», которое означает того, кто обладает вещь таким образом, что он один имеет право и власть распоряжаться ей как ему угодно.

Слово «дин» означает «воздаяние». Так, фраза «Властелину Дня воздаяния» подразумевает общее господство в День воздаяния. Но нет никакого упоминания о вещи или вещи, к которым это мастерство или владение будет применяться. Согласно комментарию, сделанному Аль-Кашшафом,  эти слова имеют общий смысл, который покрывает все. То есть, в День воздаяния власть над всем, что существует, будет принадлежать Аллаху.

 

Продолжение следует иншаАллах…

Ма’рифуль-Куран

Муфтий Мухаммад Шафи’ Усмани

384

Последние статьи
13.07.2017
Подробнее
29.06.2017
Подробнее
26.06.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.