Толкование суры Аль-Фатиха (6) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Толкование суры Аль-Фатиха (6)

Толкование суры Аль-Фатиха (5)

Какой путь можно назвать прямым?

Дальше мы коснемся термина «прямой путь». Буквально это означает дорогу, которая не имеет изгибов и поворотов. В переносном смысле этот термин означает тот способ вероубеждения, который одинаково свободен от крайностей излишества и небрежности. Тот, кто следует прямым путем (в вероучении и в практике), не выйдет за границы (не впадет в крайность), и не будет небрежен.

Последние два аята суры Аль-Фатиха дают определение этому термину (прямой путь), молиться о котором человеку было предписано ранее.

В аяте говорится:

صِرَاطَ الَّذِينَ أَنعَمتَ عَلَيهِمْ

«Путем тех, кем Ты доволен (кому дарована милость Аллаха)»

Другой аят Корана подробно разъясняет нам, кто эти люди:

«А кто повинуется Аллаху и Посланнику, то они – вместе с теми, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков, правдивейших (сиддикын), павших за веру (шухада) и праведных (салихин)» (4, 69).

Это четыре категории людей, которыми доволен Аллах. Среди них, разумеется, самые величайшие – это пророки. Сиддикун (постоянствующие в праведности) – это те, кто достиг духовного совершенства, и таким образом, они имеют самый высокий уровень среди последователей пророков. В просторечии их называют приближенными Аллаха (аулия) или святыми людьми. Шухада (мученики) – это те, кто пожертвовал жизнью ради распространения истинной веры (или был свидетелем веры – это слово можно понимать в обоих смыслах). Праведники (салихун) – это те, кто полностью соблюдает шариат, не только в вопросах обязательных действий (ваджибат), но и в вопросе желательных действий (мустахабб). В обычном языке их называют благочестивыми или добродетельными людьми.

Как видно, в этом аяте говорится о прямом пути с положительной точки зрения, как о пути, по которому следуют люди эти четырех категорий.

Следующая часть аята говорит о том же самом уже с противоположной точки зрения:

غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّينَ

«Но не путем тех, кто находится под Твоим гневом, и не заблудших».

Навлекшие на себя гнев Аллаха – это люди, которым известны божественные заповеди, однако они умышленно нарушают их по своей испорченности или следуя своим страстям, иными словами, они не повинуются повелениям Аллаха. Таким, к примеру, было общее состояние иудеев, которые были готовы пожертвовать своей религией ради мирских благ, вследствие чего они оскорбляли и даже убивали пророков.

Что касается тех, кто сбился с пути (заблудших) – сюда относятся люди, которые нарушают установленные Аллахом границы вследствие невежества или недостатка разума, и поэтому впадают в крайности (чрезмерность или небрежность) в соблюдении божественных заповедей. Обычно в эту категорию (заблудших) относят христиан, которые впали в чрезмерное почитание пророка Исы (алейхи с-салям) и обожествили его. Таким образом, к этой категории (к впавшим в крайности) также можно отнести как непокорных иудеев, которые отказались повиноваться пророкам Аллаха, так и чрезмерно усердных христиан, которые обожествили  своего пророка.

Таким образом, основной смысл аята в том, что в молитве о прямом пути мы просим не вести нас путем тех, кто стал рабом своих страстей, проявил небрежность в соблюдении религии, и не путем тех, кто по невежеству и безрассудству впал в преувеличение в религиозных вопросах, но наставить нас на путь тех, кто проявил умеренность между этими двумя крайностями (чрезмерности и небрежности).

Так что сутью суры Аль-Фатиха является мольба о даровании прямого пути. Поскольку знание, что есть прямой путь, и следование ему есть самое важное знание в нашем бренном мире, ошибка в выборе его обращает в руины целые страны и народы. Поэтому Священный Коран так ясно определяет прямой путь как с положительной, так и отрицательной стороны.

Ключ к прямому пути

Но, прежде чем мы продолжим, есть еще один вопрос, который следует рассмотреть — ответ на него откроет дверь к новому и более глубокому пониманию. Казалось бы, для того, чтобы определить прямой путь, было бы достаточно назвать его «путь Пророка» или «пути Корана», что было бы более лаконичным и более понятным, поскольку в и Священный Коран, и учение Святого Пророка (мир ему и благословение) содержит в себе наставление на прямой путь. Однако, Священный Коран дает нам в двух аятах этой короткой суры положительное и отрицательное  определения, и разграничения прямого пути, и, таким образом, нам дается понять, что если кто-то хочет следовать прямым путем, следует искать людей, которым Аллах даровал Свою милость и наставил на Свой путь. Здесь, Священный Коран не учит нас следовать «пути Корана», поскольку одной только книги не достаточно для человека; и не говорит, чтобы мы следовали «пути Пророка», поскольку Пророк (мир ему и благословение) не остался в этом мире навсегда, и никакой другой пророк не придет после него. Так что, перечисляя тех, чье учение и пример могут помочь нам достичь прямого пути, Священный Коран кроме пророков, включает сюда тех, кто всегда будет найден жить среди нас до последнего дня мира, а именно – праведников и мучеников (или свидетелей веры).

Указав нам, как можно найти прямой путь, Священный Коран, таким образом, упоминает не книги, но некоторых людей. Согласно хадису, когда Святой Пророк (мир ему и благословение) сообщил своим сподвижникам, что, как и более ранние общины, его умма тоже будет разделена на семьдесят или семьдесят два течения, и что только одно из них будет на правильном пути, они спросили, как определить правильное течение. Ответ, который он дал, также указывает на определенных людей, ибо он сказал: «Те, кто следует моему пути и пути моих сподвижников». Так было сказано потому, что письменные книги или устные традиции в одиночку не могут научить и наставить человека; для этого нужно быть среди определенных людей, и учиться у них. Иными словами, настоящим учителем и наставником человека должен быть другой человек. Книга не может занять это место сама по себе.

Эта истина остается в силе даже для сфер повседневной жизни. Никто некогда не становился врачом или инженером, и даже поваром или портным, только читая книги. Точно так же, изучение Священного Корана и хадисов самостоятельно не может само по себе быть достаточным для морально-духовного воспитания и обучения человека; такое обучение должно проводиться под руководством специалиста или подлинного ученого. Многие люди сегодня находятся в заблуждении, что можно приобрести знание Священного Корана и хадисов, лишь прочитав их перевод или, в лучшем случае комментарии (подобная иллюзия была внушена модернистской или псевдомодернистской интерпретацией ислама).

Но ошибка такого понимания очевидна. Если бы книги самой по себе было бы достаточно для руководства людьми, не было никакой необходимости в пророках, которые разъяснили бы ее смысл. Но Аллах даровав нам Свою книгу, также послал Своего
Пророка (мир ему и благословение) в качестве наставника и руководителя. При определении прямого пути Он также перечислил тех из Своих рабов, которые находятся под Его особой милостью — все это доказывает, что пытаясь понять Книгу Аллаха и действовать в соответствии с ней, нельзя полагаться исключительно на свое собственное изучение и мнение, но следует обратиться к тем, кто имеет знания.

В заключение еще раз повторим: две вещи необходимы для физического и духовного благополучия и успеха человека — Книга Аллаха, который содержит руководство в каждой сфере человеческой жизни и ученые или духовные наставники, которые помогают в принятии этого руководства. Чтобы получить пользу от ученых людей и аулия, нужно, прежде всего, оценить их (действия) в соответствии с известными принципами Книги Аллаха. Те, кто не соответствует этим принципам, не могут считаться истинными учеными. Но когда человек найдет истинного ученого, в прямом смысле слова, надо искать его руководства, чтобы понять смысл Книги Аллаха и поступать в соответствии с ним.

Что касается сектантских разногласий по данному вопросу, мы можем заметить, что существуют два вида отклонений в этом отношении. Некоторые люди выбирают для себя следовать Книге Аллаха в одиночку, проигнорировав людей как наставников и не придавая значения их знаниям и объяснениям. Наоборот, другие приняли людей в качестве единственного критерия истины и стали равнодушны к Книге Аллаха. Оба эти пути ведут к роковой ошибке.

 

Ма’рифуль-Куран

Муфтий Мухаммад Шафи’ Усмани

534

Последние статьи
21.09.2017
Подробнее
31.08.2017
Подробнее
27.08.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.