Толкование суры Аль-Фатиха (7) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Толкование суры Аль-Фатиха (7)

Толкование суры Аль-Фатиха (6)

Если подвести итог, то, как мы уже сказали, сура Аль-Фатиха начинается с восхваления Аллаха. Затем следует подтверждение со стороны человека, что он поклоняется одному только Аллаху и к Нему обращается в час нужды – это выражение преданности человека своему Господину и Наставнику. И наконец, следует молитва, которая охватывает все возможные человеческие потребности и цели. Кроме этого, есть некоторые вторичные соображения, также вытекающие из суры. Они следующие:

Правильный способ обращения к Аллаху

Благодаря своему особому способу выражения и через свою структуру сура учит человека, как правильно молиться и обращаться к Аллаху. Начать молитву следует с восхваления Аллаха. Затем следует выразить полную преданность Аллаху в том, что никто, кроме Аллаха, не достоин почитания и поклонения, и никто, кроме Него, не имеет реальной власти, чтобы помочь в беде или нужде. Наконец, следует обратиться со своей просьбой. И есть все основания надеяться, что молитва, составленная таким образом, будет принята. Также в суре предлагается такое универсальное обращение, как просьба о наставлении на прямой путь, потому что если вы действительно следуете прямым путем во всем, что касается этого мира или другого, в материальной жизни или духовной, вам не нужно бояться неприятностей.

Восхваление Аллаха есть естественная потребность природы человека

Первый аят суры учит человека воздавать хвалу Аллаху. Мы хвалим кого-либо за  некие качества, присущие ему, или за блага, полученные от него. Но аят не упоминает о них. Подразумевается, что благословения Аллаха безграничны. В Священном Коране говорится: «Если вы попытаетесь сосчитать благословения Аллаха (которые Он дарует), то вы никогда не сочтете их» (14:34 и 16: 18).

Оставив в стороне все остальное, даже если человек посмотрит на свое собственное бытие, он увидит, что это настоящий микрокосмос сам по себе, который содержит в себе все то, что есть в макромире. Его тело подобно земле, его волосы – растительность, его кости – как горы, его кровеносные сосуды – как реки. Не будет неуместным заметить, что аналогичное отношение человека со Вселенной мы можем найти во всех традиционных космологиях (космология Коперника, независимо от своих достоинств, имеет тенденцию расторгать это видение вещей, оставляя человека, по крайней мере на Западе, все более отчужденным от вселенной — пока мы не достигаем уровня зрителей американского телевидения, которые, как известно, больше интересовались игрой в мяч, чем первым приземлением человека на Луне).

Человек, опять же, состоит из двух частей, духа и тела, из которых дух имеет большую ценность, в то время как тело подвластно ему. Но даже в этой низшей части человека есть тысячи анатомических и биологических чудес – в теле, как считается, более трехсот суставов, но Аллах сделал каждый из них настолько сильным, что в течение шестидесяти или семидесяти лет жизни среднестатистического человека они находятся в постоянном движении, и все же не нуждаются в ремонте. Об этом Сам Аллах напоминает нам:

«(Как многобожники могут быть беспечными к своему Господу, ведь) Мы сотворили их и укрепили их органы и суставы» (76, 28).

Или, возьмем, например, глаза. Можно потратить целую жизнь, и еще не полностью узнать проявления божественной мудрости, присутствующие в них. Или, взять единственное движение глаза, и увидеть, как много благословений Аллах участвуют в их функционировании. Прежде чем глаз сможет что-то увидеть, изнутри ему требуется физическая энергия, которая в свою очередь обеспечивается пищей, воздухом, водой и т.д. Извне это требует света солнца, который, в свою очередь, зависит от тысячи других факторов. То есть все силы вселенной объединяются, чтобы позволить глазу увидеть хотя бы однажды. Теперь, попытайтесь посчитать, сколько раз в день вы используете свои глаза — a в год, а во время всей жизни человека? То же самое касается функций ушей, языка, рук и ног и других органов, каждый из них требует для себя силы целой вселенной.

Такие благословения одинаково доступны каждому живущему человеку, будь это король или нищий. Фактически, все самые большие благословения Аллаха есть собственность каждого живого существа: например, воздух, вода, свет, солнце, луна, звезды — фактически, все, что существует на небесах и земле или между ними, даровано всем без различия.

Однако есть специальные благословения, которые по божественной мудрости распределены неравномерно среди людей, некоторые получают их больше, а другие меньше. Эта категория включает богатство, почет, здоровье, власть, знание и другие приобретения. Хотя, очевидно, что общие благословения намного более ценны и важны для человеческой жизни, чем особые благословения, все же человек по своей наивности считает их само собой разумеющимся и редко может осознать, какие большие подарки они собой представляют.

Теперь, сама человеческая природа требует, чтобы в знак признания неисчислимых благословений, которые продолжают ниспосылаться ему в каждый момент его жизни, человек, насколько он может, должен восхвалять своего Благотворителя. Указывая на данную главную потребность человеческой натуры, Священный Коран употребляет слово «Аль-хамд» (Хвала) как первое слово самой первой суры. Таким образом, восхваление Аллаха занимает почетное место среди других поклонений. Пророк (мир ему и благословение) сказал, что когда раб Аллаха, получая какие-то благословения от Него,  говорит «Альхамдулиллях» («Хвала принадлежит Аллаху»), это подобно предоставлению чего-то лучше взамен того, что ему было дано (Куртуби, от Ибн Маджа). Согласно другому хадису, если человек, при получении всех возможных благословений в мире скажет «Альхамдулиллях», эти слова превосходят все благословения. Комментируя этот хадис, Аль-Куртуби говорит, что способность повторить фразу «Альхамдулиллях» языком сама по себе является благословением Аллаха. Согласно другому подлинному хадису, эти слова заполняют половину весов деяний в Судный день.

Относительно того, что должна фактически означать похвала Аллаха, Шакик ибн Ибрагим объясняет, что, когда каждый получает некоторый дар от Аллаха, нужно, в первую очередь, признать Благотворителя, затем быть доволен тем, что Он дал, и наконец, никогда не ослушиваться Его, поскольку физические возможности нашего тела (с помощью которых мы совершаем наши действия) также являются даром от Аллаха. (См. Куртуби).

Второй элемент этого словосочетания (Альхамдулиллях) — лиЛлях, который составлен из предлога Лям (арабская буква Л) и существительного Аллах. Этот предлог означает «для» и используется для перечисления, показывая исключительное обладание вещью или качеством. Так, в аяте сказано, что это не только обязанность человека — восхвалить Аллаха, но в действительности вся похвала принадлежит исключительно Ему, и никто больше во Вселенной не достоин ее. В то же время, Аллах, чтобы научить человека, как вести себя с другими Его творениями, приказал ему благодарить тех людей, через которых он получает какие-то дары Аллаха, поскольку благодарность человеку подразумевает благодарность Аллаху.

Самовосхваление не разрешено

Не допустимо для созданного существа, каким является человек, хвалить себя самого. В Священном Коране говорится: «Не очищайте же самих себя [не хвалитесь своими благими деяниями]: Он [Аллах] лучше знает тех (из числа Своих рабов), кто остерегается (наказания, которому Он может подвергнуть) (сторонясь грехов) (53:32) То есть, человека можно похвалить, только если он боится Аллаха, но один только Аллах знает, до какой степени каждый человек обладает этим качеством, известным как таква (богобоязненность). Что касается того, почему Аллах восхваляет Себя Сам, причина состоит в том, что человек не способен восхвалить величие Аллаха надлежащим образом. Даже сам Пророк (мир ему и благословение) говорил, что «Я не могу должным образом восхвалить Тебя». Поэтому Сам Аллах научил человека правильному способу восхваления Творца.
Понятие «Рабб» — исключительный признак Аллаха

Арабское слово «Рабб» (Господь) применяется в отношении существа, которое не только обладает определенной вещью, но и также полностью способен и ответственен за ее должное пропитание. Очевидно, никто не может действовать как «Рабб» относительно целой вселенной, кроме Аллаха. Так, этим словом, применяемым в абсолютном смысле исключительно по отношению к Аллаху, недопустимо обращаться или описывать кого-то еще, кроме Аллаха. Хадисы в сборнике Сахих Муслим явно запрещают рабу или слуге называть своего владельца «Рабб». Слово может, однако, использоваться по отношению к человеку в относительном смысле — относительно особой вещи, например, «рабб ад-дар» (владелец дома) и т.д. (Куртуби).

 

Ма’рифуль-Куран

Муфтий Мухаммад Шафи’ Усмани

685

Последние статьи
15.10.2017
Подробнее
21.09.2017
Подробнее
31.08.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.