Толкование суры Аль-Фатиха (8) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Толкование суры Аль-Фатиха (8)

Толкование суры Аль-Фатиха (7)

Обращение за помощью к Аллаху

Согласно великому комментатору Корана, сподвижнику Абдулле ибн Аббасу (да будет доволен им Аллах) аят «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» означает, что поклоняться и просить о помощи нужно только Аллаха и никого больше (Ибн Аби Хатим и Ибн Джарир).

Передается от больших ученых и праведников первых веков Ислама, что сура Аль-Фатиха есть тайна (то есть, суть) всего Корана, а этот аят является сутью всей суры Фатиха, поскольку первое утверждение (этого аята) есть призыв отказаться от ширка, от желания поклоняться кому-то наряду с Аллахом, и второе –  призыв отказаться от всякой собственной воли и власти.
Такое утверждение, естественно, приводит к полному доверию Аллаху во всех проблемах. Священный Коран снова и снова приказывает нам поступать именно так:

«Скажи (о, Посланник) (этим неверующим): «Он – Милостивый, мы уверовали в Него и на Него положились. Вскоре вы (о, неверующие) узнаете (когда падёт наказание), кто [мы или вы] (сейчас) (пребывает) в явном заблуждении!» (67:29)

«(Ведь Он) – Господь востока и запада; нет бога, кроме Него; прими же Его своим покровителем [во всех делах уповай только на Него] (73:9).

Все эти аяты означают, что истинный мусульманин во всем, что он предпринимает, не должен полагаться ни на свои собственные способности, ни на помощь такого же существа, но должен поручать себя полностью Аллаху, поскольку Он один Всесилен, и Он один является абсолютным помощником.

Из этого рассуждения следуют две основные идеи. Во-первых, полностью запрещено поклоняться кому-то, кроме Аллаха, это является смертельным и непростительным грехом. Как мы уже объясняли, ‘ибада (поклонение) означает предельное смирение и самоуничижение перед кем-то из глубокой любви и почитания. Если кто-то ведет себя подобным образом по отношению к творению, это называется ширк (приобщение товарищей Аллаху) в исламской терминологии.

Из этого определения поклонения следует, что приобщение товарищей состоит не в просто приписывании божественной силы изделиям из камня или металла, как это делали идолопоклонники, но повиновение, любовь или почитание кого-то до такой степени, которая предназначена только Аллаху, является также «очевидным ширком (аль-ширк аль-джалиль). Говоря о том, что евреи и христиане  предались ширку, Священный Коран говорит:

«Они сделали себе религиозных ученых  и монахов господами помимо Аллаха». (9,31)

Сподвижник Ади ибн Хатим, который был христианином, прежде чем принять ислам, спросил Пророка (мир ему и благословение) об этом аяте, почему Священный Коран обвиняет христиан в том, что они считали своими господами монахов и богословов, хотя они никогда не поклоняясь им. Пророк (мир ему и благословение), в свою очередь, спросил его, разве не было такого, что их ученые объявили многие вещи запретными, хотя Аллах их дозволил людям (как иудейские ученые запретили какие-то виды пищи), и что, наоборот, они объявили дозволенным то, что было запрещено (как христианские богословы дозволили людям свинину и другую запретную пищу). Ади  признал, что это было так. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал, что это и есть «поклонение» ученым, поскольку Один лишь Аллах имеет право устанавливать, что дозволено, а что запрещено. Если человек признает право кто-то еще, помимо Аллаха, в этом отношении (запретного и дозволенного), он также будет виновен в грехе приобщения товарищей Аллаху (ширке).

Однако, для того, чтобы защититься от возможного недопонимания, следует заметить, что этот аят Священного Корана, который осуждает поклонение религиозным ученым, ни в коей мере не применим к общине мусульман, которые следуют мнению своих ученых. Простые люди, будучи не в состоянии понять Священный Коран и Сунну и самостоятельно вывести предписания шариата из них, естественно, зависят от имамов-муджтахидов, муфтиев и религиозных ученых, и следуют их указаниям в этих вопросах. Такие мусульмане поступают в соответствии с указаниями Священного Корана и Сунны, повинуясь божественным заповедям. В Священном Коране сказано об этом:

«Спросите у людей знания, если вы сами не знаете» (16, 43).

Другие действия, которые подпадают под категорию ширка, состоят в принесении клятв или обетов (сделать что-то) кому-то другому, помимо Аллаха; обращение к кому-то еще в случае нужды или бедствия, ибо, в соответствии с традиции (хадисами) обращение (мольба — дуа) есть также акт поклонения. Точно так же, принятие религиозных символов или совершение такой религиозной практики, которые считаются символами другой религии, являются тем же грехов. Сподвижник Ади ибн Хатим рассказывает, что когда он, приняв ислам, пришел к Пророку, у него на шее висело изображение креста. Пророк (мир ему и благословение) попросил его снять с себя этот знак. Хотя в это время крест уже не имел для него религиозного значения, но ему было велено избегать символов ширка даже внешне.

К подобным действиям (ширка) также относится практика совершения поясных или земных поклонов (руку‘ или саджда) перед кем-то еще, кроме Аллаха, или обход человека или вещи (таваф) подобно обходу вокруг Ка’абы. Отстранение от этих действий является необходимой частью верности Аллаху, провозглашаемой в аяте: «Тебе одному мы поклоняемся».

Обращение к Аллаху напрямую и через посредников

Другой пункт, о котором мы уже упоминали, является запрет на обращение к кому-то еще за помощью, помимо Аллаха. Это требует некоторого пояснения. Порядок вещей в мире устроен таким образом, что каждый человек зависит от другого в своей жизни. Портной, пекарь, плотник, слесарь и другие мастера оказывают людям разнообразные услуги, и естественно, в случае необходимости люди прибегают к их помощи. Обращение за подобного рода помощью не может быть запретным, поскольку таков порядок причинно-следственной связи, установленной Аллахом в мире. В духовной сфере также допустимо обратиться к пророкам или святым людям, прося их сделать дуа к Аллаху, или во время своей молитвы обратиться к Аллаху ради такого-то пророка или праведника. Подобная практика доказана из аятов Корана и из хадисов (подробнее – см. статью о тавассуле).

Тогда возникает вопрос – как же быть с запретом искать помощи кого-то еще, помимо Аллаха? И какие же обращения и просьбы о помощи подпадают под категорию ширка, обращения к кому-то еще, помимо Аллаха? В ответ можно сказать, что грех ширка или приобщения сотоварищей существует в двух видах. Во-первых, человек становится виновным в этом грехе, если он ищет помощи у другого творения, считая его самого способным помочь ему (а не средством, созданным Аллахом для помощи). Во-вторых, идолопоклонники считали, что хотя Господь всемогущ, но Он делегировал часть Своей силы ангелам, пророкам, святым людям в какой-то области, поэтому если человеку нужна помощь именно в данной сфере, ему нужно обратиться к такому-то святому или божеству за помощью. Именно от таких убеждений предупреждает нас Священный Коран в аяте «Тебе одному мы поклоняемся».

В этой области также может возникнуть непонимание. Аллах сотворил множество ангелов, которые выполняют те или иные функции в физическом мире, также пророки и святые люди имели силу совершать вещи, невозможные обычным людям, которые назывались чудесами (му’джизат или карамат). Невежественные люди могут подумать, что пророки и святые сами по себе обладают некой властью. Это ошибка, чудеса и знамения являются проявлениями силы и могущества Аллаха, никакой святой или пророк не обладает силой сам по себе. Это подтверждается аятами Корана, например: «не ты (о, Пророк) бросил (горсть песка в сторону многобожников), когда бросал, но Аллах (Сам) бросил его» (8, 17). Здесь идет речь о чуде Пророка (мир и благословение), когда он бросил в армию врагов горсть камешков, и Аллах сделал так, что они (камешки) поразили глаза всей армии. Коран говорит, что это действие было лишь проявлено через Пророка (мир и благословение), но это результат силы Аллаха.

Точно так же, когда народ пророка Нуха (мир ему) потребовал у него обрушить на них какое-то наказание в доказательство своей пророческой миссии, он ответил, что он не может сам низвести на них божественное наказание. В другом аяте Корана говорится, что группа пророков сказала своему народу в ответ на подобные просьбы: «Мы не можем дать вам доказательство помимо воли Аллаха» Так что для пророка или святого невозможно сделать чудо, когда он сам желает и какое он желает. Неверующие часто требовали от нашего Пророка (мир и благословение) конкретных чудес, но Аллах являл только те чудеса, которые Он Сам пожелал. Священный Коран приводит множество таких примеров.

Обычный пример поможет прояснить это утверждение. Вашу комнату освещают лампы и проветривает кондиционер, но лампа и кондиционер не освещают и не дают вам воздуха сами по себе, для их работы необходим электрический ток, который поступает с электростанции. Так что свет и воздух есть результат действия электричества на ваши домашние приборы (которые есть лишь средства). Точно так же, ангелы, пророки, святые есть лишь проводники божественной воли, все совершается силой и мощью Аллаха, которые проявляются через творения, как действие электричества проявляется через лампы и другие приборы. Этот пример также показывает, что хотя пророки и святые не имеют никакой собственной силы, чудеса не могли бы произойти без их присутствия, так же, как у вас в комнате не будет света и воздуха без лампы и кондиционера. Разумеется, между этими двумя ситуациями есть разница. Несмотря на силу электричества, у вас не будет света и воздуха без приборов, однако, Аллах может проявить Свою власть без пророков и святых. Однако, чаще всего чудеса не случаются без посредства людей, в противном случае они (чудеса) не достигнут той цели, ради которой они совершаются.

В заключение еще раз скажем, нужно быть твердо уверенным в том, что все происходит в результате действия силы и воли Аллаха, но также следует признавать необходимость и важность пророков и святых людей (аулия). Без такого признания невозможно добиться успеха ни в повиновении божественным заповедям в прямом смысле, ни в достижении довольства Аллаха, подобно  человеку, который, будучи в неведении о ценности ламп и вентиляторов, игнорирует их и остается лишенным света и воздуха.

Проблемы, которые мы обсудили выше, озадачивает многих. Но ответ по существу прост. Принимая пророков и святых в качестве средства (василя) для ниспослания божественной милости на себе не является ни обязательным, ни запретным. Существуют определенные условия совершения этого действия (тавассуля). Если человек делает это (обращение), считая, пророка или святого  всемогущим, это становится актом ширка (многобожия) и, следовательно, запрещенным. Но если принять пророка или святого нет более чем как средство, это допустимо. Но оказывается, что в этом вопросе люди обычно занимают одну из двух крайних позиций  — или резкого неприятия тавассуля или преувеличенного почитания. Истина, однако, заключается посредине.

Успех в этом мире и в последней жизни

Как мы уже говорили ранее, молитва, которую предписывает для нас Священный Коран, является молитва о руководстве и прямом пути. Так же, как успех в будущей жизни зависит от принятия прямого пути, который ведет в Рай, таким же образом, если вы задумаетесь об этом, успех во всех мирских делах также зависит от того, будете вы придерживаться прямого пути – то есть, средств и методов, которые приведут к достижению этой цели. И наоборот, немного поразмыслив, мы поймем, что неудача происходит вследствие отклонения от прямого пути. В связи с необходимостью прямого пути и в духовных, и в мирских делах, данная молитва (о прямом пути) должна постоянно быть на устах и в сердце истинного мусульманина — не просто как пустое словесное упражнение, но с полным  пониманием смысла слов и искренним намерением (достичь его).
С помощью Аллаха мы закончили комментарии к суре Аль-Фатиха.

 

Ма’рифуль-Куран

Муфтий Мухаммад Шафи’ Усмани

759

Последние статьи
15.10.2017
Подробнее
21.09.2017
Подробнее
31.08.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.