Толкование суры Аль-Ихляс - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Толкование суры Аль-Ихляс

Это мекканская сура, которая состоит из четырех аятов.

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ

قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ  (1
اللَّهُ الصَّمَدُ  (2)
لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ  (3
وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدٌ  (4

С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете, и лишь к уверовавшим на том.

1. Скажи (о, Пророк): «Поистине, Он, Аллах, Един.
2. Он Самодостаточен (ни в чем и ни в ком не нуждается).
3. Не рождал и не был рожден.
4. И нет никого, равного Ему»
(110 сура, 1-4 аяты).

Причины ниспослания суры

Тирмизи, Хаким и другие ученые передают, что однажды язычники Мекки попросили Пророка (мир ему и благословение): «О, Мухаммад, расскажи нам о происхождении (родословной) твоего Господа». И Аллах ниспослал эту суру. Некоторые комментаторы, наоборот, считают, что этот вопрос был задан иудеями Медины. Поэтому есть разногласие: является ли эта сура мекканской или мединской. Согласно мнению Абдуллы ибн Масуда, Хасана аль-Басри, ‘Ата, Икримы и Джабира (да будет доволен ими Аллах) это мекканская сура, а согласно мнению Катады, Даххака (да будет доволен ими Аллах) и других, это мединская сура. Согласно одному сообщению от Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), это сура была ниспослана в Мекке, а согласно другому (его мнению) это мединская сура (Куртуби).

Согласно другому сообщению, язычники также спросили – не был ли Аллах сделан из золота, серебра или иных материалов (как их идолы), в ответ была ниспослана эта сура.

Достоинства этой суры

Имам Ахмад передает в своем «Муснад», что один человек пришел к Пророку (мир ему и благословение) и сказал ему, что он особенно любит суру Аль-Ихляс. Пророк (мир ему и благословение) ответил ему: «Твоя любовь к ней введет тебя в Рай» (Ибн Касир).

Тирмизи передает со ссылкой на авторитет Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) попросил людей собраться и сказал им: «Не прочитать ли мне вам треть Корана?» Когда люди собрались, он прочитал им суру Аль-Ихляс и сказал: «Это все равно как если бы я прочитал вам треть Корана» (Муслим).

В длинном хадисе от Абу Дауда, Тирмизи и Насаи передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждый, кто прочитает суру Аль-Ихляс и му’аввазатейн (последние две суры Корана), этого будет достаточно для него».

В другой версии хадиса говорится: «Этого будет достаточно для него в качестве защиты от всякого зла».

Имам Ахмад передает в своем “Муснад” сообщение от Укбы ибн Амира (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: “Я покажу вам три таких суры, которые были ниспосланы в Торе, Инджиле, Забуре и Коране. Не засыпайте ночью до тех пор, пока не прочитаете их. Это сура Аль-Ихляс и му’аввазатейн”. Укба ибн Амир сообщает также: «С тех пор как я услышал это, я никогда не забывал прочитать эти суры на ночь» (Ибн Касир).

Единственность Аллаха

В первом аяте суры говорится:

قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ

«Скажи: Он, Аллах, Един» (112, 1).

Повелительное наклонение «куль» (скажи) адресовано напрямую Пророку (мир ему и благословение), показывая таким образом, что он является Посланником и Пророком Аллаха. Этот аят повелевает ему донести до людей Откровение Аллаха.

«Аллах» — это персональное имя Того, Чье Бытие обязательно, и чье небытие невозможно (абсурдно). Он (Аллах) обладает всеми качествами совершенства, и наоборот, превыше всяких недостатков. Эпитеты «вахид» и «ахад» оба принадлежат Аллаху и обычно переводятся как «Единый», однако, слово «ахад» имеет дополнительный смысл, который подразумевает, что Аллах превыше любой множественности, не состоит из частей или никому не подобен. У Него нет товарища или помощника. Это был ответ всем, кто спрашивал – сделан ли Всевышний из золота, серебра или другого материала. Этот ясный ответ покрывает все аспекты дискуссии о Сущности Аллаха и Его атрибутах. Если посмотреть глубже, это короткое утверждение может заменить подробные рассуждения, изложенные в многотомных богословских книгах.

Второй аят:

اللَّهُ الصَّمَدُ

«Аллаху с-самад» — Он Самодостаточен, ни в чем не нуждается.

Слово «самад» может иметь несколько значений, поэтому толкователи Корана понимают это слово по-разному. Ат-Табарани, ведущий авторитет пророческой традиции, собрал все эти версии в своей «Китаб ас-Сунна», и подтвердил ,что все они подлинные, однако, изначально это понятие относилось к властелину, который превыше всего, к кому все люди обращаются со своими желаниями и нуждами, так что все люди зависят от него, но он ни в ком не нуждается» (Ибн Касир).

Аллах превыше того, чтобы иметь детей и прародителей

Третий аят:

لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ

«Лям йалид ва лям йуляд» (Не рождал и не был рожден).

Этот аят был ответом тем, кто спрашивал о происхождении (родословной) Аллаха. Между Создателем и Его созданиями нет никакого подобия. В то время, как Его создания появляются на свет в результате биологических процессов, Аллах не появился в результате рождения, и Сам никого не рождал.

Четвертый аят:

وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدٌ

«Ва лям йакулляху куфуан ахад» (И нет никого, равного Ему).

Слово «куфуан» в оригинале используется в значении «пример, образец», «подобная вещь». Таким образом, этот аят означает, что во всей Вселенной не было, и нет существа, которое подобно Аллаху или равно Ему в Его сущности, атрибутах или действиях.

Сура аль-Ихляс – это всесторонняя концепция единственности Аллаха и отрицания ширка

Есть множество разных людей, которые отвергают Единственность Создателя, приписывая Ему партнеров или помощников. Сура аль-Ихляс отвергает все виды подобных ложных теорий и преподает всеобъемлющий урок божественного Единства. Среди неверующих есть различные группы: некоторые отрицают полностью существование Бога (атеисты), другие верят, что Всевышний существует, но отвергают учение о Его обязательном существовании. Некоторые отвергают Его качества совершенства (например, не верят, что Он всезнающий или могущественный). Некоторые группы неверующих верят во множество богов и богинь (т.н. политеисты). Первый аят суры полностью отрицает эти ложные убеждения. Второй аят отрицает убеждения тех людей, которые считают, что кто-то еще, помимо Аллаха, может помочь в их нуждах — атрибут Аллаха «ас-Самад» направлен против таких убеждений. Словосочетание «лям йалид» (не рождал) направлено против тех, кто считал, что Господь может иметь детей.

А Аллах, Свят Он и Велик, лучше знает!

 

Ма’рифуль-Куран

Муфтий Мухаммад Шафи’ Усмани

142

Последние статьи
23.06.2017
Подробнее
15.06.2017
Подробнее
13.06.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.