Толкование суры Ан-Нас (3) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Толкование суры Ан-Нас (3)

Толкование суры Ан-Нас (2)

Враги из людей и враги из шайтанов – их разнообразное влияние (на человека)

Каждый человек может иметь врагов как среди людей, так и среди шайтанов. Священный Коран учит нас — как нам поступать с этими врагами.

Ибн Касир в предисловии к своему тафсиру Корана приводит три аята Корана, относящихся к данному вопросу. Каждый из них состоит из трех частей. В первой части Аллах поучает человека относиться к его врагам из людей с добротой, терпением, милостью и состраданием. Если же таким образом не получается справиться с врагом, то предписано противостояние им силой. Мы можем вести вооруженную борьбу (в соответствующих условиях) против дьявольских элементов человеческого общества. Однако, против наущений сатаны мы можем лишь просить защиты у Аллаха. Первый подобный аят приводится в суре аль-Араф (7, 199):

«Будь снисходителен [не требуй от людей того, что они не могут или не умеют делать], побуждай к добру (в словах и делах) и отвернись от невежд!»

Это относится к врагам из людей. Мы должны показать им доброжелательное отношение, побуждать их делать добро и отказаться от мести за несправедливости, которые они, возможно, совершили. Мы должны стараться облегчать им общение с нами, и не причинять им трудностей. Здесь говорится о врагах среди людей – как мы должны вести себя с ним в первую очередь. В следующем аяте говорится о врагах из шайтанов:

«А если коснётся тебя (о, Пророк) какое-нибудь наваждение от сатаны [он начнёт подстрекать тебя к совершению плохого дела или оставлению хорошего], то обратись за защитой к Аллаху, – ведь, поистине, Он – слышащий (все речи), знающий (все деяния)!»

Иными словами, если шайтан начнет внушать нам злые мысли и поступки, нам следует обратиться за помощью к Аллаху.

Следующий аят находится в суре аль-Муминун (23:96-98):

«Отклоняй зло тем, что лучше; И скажи: «Господи, я обращаюсь к Тебе (за защитой) от наущений шайтанов,  и я обращаюсь (за защитой) к Тебе, Господи, чтобы они [шайтаны] не явились ко мне!»

В первом аяте дается указание ответить на зло, причиняемое людьми, хорошим отношением к ним. Однако когда появляется наущение шайтана, повелевается обратиться за защитой к Аллаху.

Третий аят на ту же тему следующий (41:34):

«Не равны хорошее [то, чем Аллах доволен] и плохое [то, что Аллах не любит]. Оттолкни же (плохое) [ответь на невежество, грубость и глупость] тем, что лучше [снисходительностью, мягкостью и добродеянием], и тогда тот, с которым у тебя (была) вражда, станет (для тебя) как ближайший друг».

Здесь опять показано – как отвечать на зло, причиняемое людьми. Если мы ответим добром на зло, это может смягчить их, и они станут нашими друзьями. В следующем аяте (41, 36)  говорится, как противостоять нападениям шайтана:

«А если коснётся тебя какое-нибудь наваждение от сатаны [он начнёт подстрекать тебя к совершению плохого дела или оставлению хорошего], то обратись за защитой к Аллаху, – ведь, поистине, Он – Слышащий, Знающий!»

Слова этого аята похожи на выражения из аята в суре аль-Араф (приведенные раньше). Другими словами, если шайтан внушает нам что-то плохое, нужно обратиться за защитой к Аллаху, поскольку это единственное оружие против хитростей невидимого врага (Ибн Касир).

Так что, все три подборки аятов, приведенные выше, указывают – как нужно вести себя с врагами среди людей: нужно обращаться с ними с добротой, мягкостью и терпением, поскольку человеческая природа в своей сути не повреждена злом, и подобное доброе обращение может смягчить ее. Однако есть люди, которые полностью утратили свою природную невинность и погрязли в океане невежества и грехов, их нафс (низшее эго) отталкивает их от покорности Аллаху. Именно они становятся неверующими и тиранами. Именно они являются открытыми врагами верующих и выступают против них (в том числе и с вооруженной силой). Сатана же, наоборот, является скрытым врагом, поэтому терпение или доброта не окажет на него воздействия. Выступить против него в открытом бою также невозможно. Единственным оружием против такого скрытого врага является зикруллах (поминание Аллаха) и тааввуз (прибегание к помощи Аллаха – путем дуа «Аузубилляхи минашшайтани рраджим»), что многократно повторяется в Коране.

Более того, во всем, что касается отношений с явными врагами (из числа людей), верующий никогда не будет побежден. Если он одолеет их в сражении, его победа будет очевидной. Если же враг одолеет его, и он будет убит, он также достигает высокого уровня в будущей жизни как мученик за веру, что превосходит любые мирские победы и заслуги. Иными словами, если верующий побежден внешним врагом, это не делает его проигравшим и неудачником в любом случае. Однако, в отношении сатаны все будет совершенно наоборот. Верующим запрещено подчиняться ему и угождать ему – если шайтан одолеет его, это означает несчастную участь в будущей жизни. Поэтому верующему приказано прибегать к помощи Аллаха в таких случаях. Это оружие (поминание Аллаха) настолько эффективно, что способно разрушить любые козни и хитрости сатаны.

Однако приведенные выше рассуждения не должны внушить нам ошибочное понимание, что борьба с невидимым врагом очень сложна. Чтобы развеять это ошибочное понимание, Аллах говорит:

«…Нет сомнения, что уловки (хитрости) сатаны слабы» (4, 76).

Далее эта мысль разъясняется в суре ан-Нахль (16: 98-100):

«И когда же ты (о, верующий) читаешь Коран, то обратись за защитой к Аллаху от сатаны, побиваемого камнями [проклятого]. Поистине, нет у него [у сатаны] власти над теми, которые уверовали и полагаются (только) на своего Господа. Власть его [сатаны] – только над теми, которые избирают его сторонником и которые из-за него [из-за сатаны] (являются) многобожниками».

Связь между началом и окончанием Корана (первой и последней сурами)

Аллах открывает Коран сурой аль-Фатиха, которая начинается с упоминания Его прекрасных имен. Далее перечисляются Его качества, такие как «Рабб аль-Аамин» (Господь миров), «Ар-Рахман» и «Ар-Рахим» — Милостивый и Милосердный, «Малик йаумиддин» (Владыка Судного дня). Этими качествами определяется необходимость поклоняться лишь Ему Одному и к Нему Одному обращаться за помощью – ни у кого больше нет силы и власти (кроме Аллаха). Далее (в суре Фатиха) человеку повелевается просить о наставлении на истинный путь и следовать ему (прямому пути). Ему следует просить, чтобы Аллах отдалил его от тех, кто находится под Его гневом и отклонился от прямого пути. Если человек будет выполнять все эти условия (служить лишь одному Аллаху и следовать прямому пути), он будет счастлив и успешен как в этой жизни, так и в будущей. Однако в процессе следования этим условиям человек подвергается наущениям сатаны, который использует различные слабости и желания человека, чтобы сбить его с прямого пути. Поэтому так важно для человека обращаться за помощью к Аллаху – о чем говорится в данной суре, которой заканчивается благородный Коран.

Пусть Аллах наставит на прямой путь всех нас!

И вся хвала Аллаху, Господу Миров!

 

Маарифуль Куран

Муфтий Мухаммад Шафи Усмани

1020

Последние статьи
25.11.2017
Подробнее
19.11.2017
Подробнее
15.10.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.