Тридцать пятый хадис
وعن محمود بن لبيد قال أخبر رسول الله — صلى الله عليه وسلم — عن رجل طلق امرأته ثلاث تطليقات جميعا فقام غضبان ، ثم قال : أيلعب بكتاب الله — عز وجل — وأنا بين أظهركم حتى قام رجل فقال : يا رسول الله ألا أقتله . رواه النسائي .
От Махмуда ибн Лабида [передается], что он сказал: «Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сообщили о мужчине, который дал своей жене сразу три развода, и он встал в гневе и сказал: «Неужели они играют с Книгой Аллаха, когда я среди них?!» Один из людей встал и сказал: «О Посланник Аллаха, не убить ли мне этого человека?» Хадис приводит ан-Насаи.
Что касается слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) «неужели они играют с Книгой Аллаха», то речь идет об аяте:
الطَّلَاقُ مَرَّتَانِ ۖ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَانٍ ۗ وَلَا يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُوا مِمَّا آتَيْتُمُوهُنَّ شَيْئًا إِلَّا أَن يَخَافَا أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ اللَّـهِ ۖ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ اللَّـهِ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا افْتَدَتْ بِهِ ۗ تِلْكَ حُدُودُ اللَّـهِ فَلَا تَعْتَدُوهَا ۚ وَمَن يَتَعَدَّ حُدُودَ اللَّـهِ فَأُولَـٰئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ ﴿٢٢٩﴾ فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا تَحِلُّ لَهُ مِن بَعْدُ حَتَّىٰ تَنكِحَ زَوْجًا غَيْرَهُ ۗ فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَا أَن يَتَرَاجَعَا إِن ظَنَّا أَن يُقِيمَا حُدُودَ اللَّـهِ ۗ وَتِلْكَ حُدُودُ اللَّـهِ يُبَيِّنُهَا لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ
وَإِذَا طَلَّقْتُمُ النِّسَاءَ فَبَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ سَرِّحُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ ۚ وَلَا تُمْسِكُوهُنَّ ضِرَارًا لِّتَعْتَدُوا ۚ وَمَن يَفْعَلْ ذَٰلِكَ فَقَدْ ظَلَمَ نَفْسَهُ ۚ وَلَا تَتَّخِذُوا آيَاتِ اللَّـهِ هُزُوًا
Перевод смысла: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха, не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками. (229) Если он развелся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих. (230) Если вы развелись с вашими женами, и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях. Но не удерживайте их, чтобы навредить им и преступить границы дозволенного. А кто поступит так, тот поступит несправедливо по отношению к самому себе. Не считайте знамения Аллаха шуткой» (Благородный Коран, 2:229-331).
Как мы разъяснили в предыдущих хадисах, нельзя давать женщине развод дважды или трижды сразу, поэтому в словах Всевышнего Аллаха (смысл) «развод допускается дважды» имеется в виду сначала первый развод в период чистоты, в котором не было половой близости, и следующий развод – в следующий период чистоты, тут не подразумеваются два развода подряд.
Нет никаких сомнений, что такая реакция Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) указывает, что давать жене тройной развод запрещено.
Мулла Али аль-Кари говорит:
، ثم الحديث يدل على أن التطليق بالثلاث حرام لأنه — صلى الله عليه وسلم — لا يصير غضبان إلا بمعصية ، ولإنكاره بقوله » أيلعب بكتاب الله » وهو أعظم إنكار بل أتم إكفار ، وقوله » وأنا بين أظهركم » إشارة إلى عدم عذره في ارتكاب المنكر (
«Хадис указывает, что давать тройной развод запрещено, потому что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) гневается лишь из-за греха. Также [на это указывает] его словесное порицание: «Неужели они играют с Книгой Аллаха». И это величайшее осуждение и полноценный такфир. А слова «когда я среди них» указывают на отсутствие оправдания такому действию».
Надеюсь, этот хадис и пояснения к нему сработают как холодный душ, и каждый мужчина осознает греховность такого вида развода и подумает о том, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) отреагировал на это. И пусть этот гнев Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) всегда стоит перед нашими глазами, чтобы такие вопросы, как существование семьи, не решались по первой прихоти.
Что касается слов «о Посланник Аллаха, не убить ли мне этого человека», то Мулла Али Кари поясняет их следующим образом:
لكمال غضبه أو لما يترتب على لعبه
«Из-за степени его гнева либо из-за того, что следует из издевательства».
Иными словами, либо этот человек, который захотел убить того, кто дал жене три развода сразу, очень сильно разгневался, либо он считал, что этот человек стал вероотступником в результате издевательства над аятом Корана, где Аллах велел давать два развода один за другим, а не три сразу.
Конечно, среднестатистический человек, дающий тройной развод, не имеет намерения поиздеваться над Книгой Аллаха, и поэтому на него не будет распространяться решение о казни, но ему следует помнить о том, как разгневался Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует).
Абу Али аль-Ашари