Тридцать третий хадис. Развод, соответствующий Сунне - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Тридцать третий хадис. Развод, соответствующий Сунне

Тридцать второй хадис

Тридцать третий хадис

عن عبد الله بن عمر أنه طلق امرأته وهي حائض على عهد رسول الله صلى الله عليه وسلم فسأل عمر بن الخطاب رسول الله صلى الله عليه وسلم عن ذلك فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم مره فليراجعها ثم ليمسكها حتى تطهر ثم تحيض ثم تطهر ثم إن شاء أمسك بعد ذلك وإن شاء طلق قبل أن يمس فتلك العدة التي أمر الله سبحانه أن تطلق لها النساء

От Абдуллаха ибн Умара передают, что он однажды развелся с женщиной во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и она была в состоянии менструации (хайд). Умар ибн аль-Хаттаб спросил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) об этом. И он (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Верни ее, и пусть она будет с тобой, пока не очистится, затем у нее наступит менструация (хайд), а затем она опять очистится, а затем уже, если хочешь, оставь ее, а если хочешь, разведись, но [надо,] чтобы не было половой близости [в этот период чистоты]. И это период, в котором Всевышний Аллах велел давать женщине развод» (Абу Дауд).

Мухаддисы разошлись насчет того, как звали эту женщину, с которой развелся Абдуллах ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими. Кто-то сказал, что ее звали Амина бинт Гаффар, а по другой версии – Амина бинт Аммар, но все согласны, что имя ее – Амина.

Что касается повеления Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) вернуть эту женщину, то это было обусловлено тем, что этот развод считался «толяк бид`ий», то есть развод, противоречащий установленной Сунне в процедуре развода, потому что он произошел, когда женщина была в состоянии хайд, а когда жена в этом состоянии, с ней запрещено разводиться.

Автор «Аль-Мухтар» говорит:

وهو على ثلاثة أوجه : أحسن ، وحسن ، وبدعي . فأحسنه أن يطلقها واحدة في طهر لا جماع فيه ، ويتركها حتى تنقضي عدتها ، وحسنه : أن يطلقها ثلاثا في ثلاثة أطهار ولا جماع فيها

«Есть три вида развода: наилучший, хороший и противоречащий Сунне (бид`ий). Наилучший – развестись в период чистоты, когда не было половой близости, и оставить ее так до окончания идды. Хороший – развестись с ней трижды за три периода чистоты, в которых не было половой близости».

Из этих слов мы понимаем, что существует два основных способа развода.

Первый – муж дает развод своей жене в период ее чистоты, в которой у них не было половой близости, и она начинает отсчет периода идды.

Второй – муж дает развод своей жене в период ее чистоты, в которой у них не было половой близости, затем, после ее менструации, во второй период чистоты, в котором у них не было близости, мужчина дает ей второй развод, а в третий – третий.

Существует два главных условия развода согласно Сунне – давать развод в период чистоты, в котором не было половой близости, и за один период чистоты давать один развод.

والبدعة أن يطلقها ثلاثا أو ثنتين بكلمة واحدة أو في طهر لا رجعة فيه ، أو يطلقها وهي حائض فيقع ويكون عاصيا

«Толяк бид`ий – это разводиться тремя либо двумя разводами в одной фразе или за один период чистоты, в котором не было возвращения жены, либо развестись с ней, пока она в состоянии менструации (хайд). И во всех случаях развод будет действительным, но осуществивший его считается грешником».

Не дозволено давать два развода или три развода сразу, сказав, например: «Я тебе дал два развода», – или: «Я тебе дал три развода».

Почему это не дозволено? Автор «Аль-Ихтияр» говорил, что цель развода достигается однократным разводом, и поэтому нет никакой нужды в двойном или тройном разводе, таким образом, это недопустимо, хотя, если это будет сделано, развод будет считаться действительным.

Что касается слов «или за один период чистоты, в котором не было возвращения жены», то речь идет о ситуации, когда муж дает развод жене в период ее чистоты, в котором у них не было близости, затем возвращает ее и дает ей потом развод в этот же период чистоты, пока у них не случилось половой близости. Согласно мнению Абу Ханифы, это будет дозволено, потому что между двумя разводами в один период чистоты муж вернул жену, а согласно имамам Абу Юсуфу и Мухаммаду, это все равно будет нежелательно (макрух).

Но что делать мужу, если он дал жене толяк бид`ий?

Для него будет обязательным (ваджиб) вернуть жену, если это еще можно, то есть, если, например, он дал ей один развод или два. Если же он дал ей три развода, то у него уже нет возможности вернуть свою жену, если только она после идды не выйдет за другого мужчину, а он ей, в свою очередь, не даст развод.

Автор «Аль-Хидая» говорит:

الأصح أنه واجب عملاً بحقيقة الأمر و رفعاً للمعصية بالقدر الممكن برفع أثره وهو  العدة دفعاً لضرر تطويل العدة

«Самое достоверное мнение – что это (вернуть жену после толяка бидʼий) обязательно (ваджиб), если следовать буквальному смыслу повеления и попытаться устранить грех, насколько это возможно, [то есть] устранить последствия этого шага, а это идда, и не позволить идде удлиниться».

Абу Али аль-Ашари

432

Последние статьи
25.11.2017
Подробнее
19.11.2017
Подробнее
15.10.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.