Уроки намаза из «Нур аль-идах». Урок 11. Условия и обязательные составные части (рукны) намаза (часть 1) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Уроки намаза из «Нур аль-идах». Урок 11. Условия и обязательные составные части (рукны) намаза (часть 1)

Предыдущие уроки по «Нур аль-идах»

Перевод текста книги «Нур аль-идах» выделен в уроках полужирным шрифтом. 

Условия и обязательные составные части (рукны) намаза (часть 1)

Условия (шарты) — это то, без чего действие не принимается, но не является частью этого действия. Например, малое омовение: намаз без него не засчитывается, однако оно не является частью намаза.

Рукны же — это то, без чего действие не действительно и что при этом является частью самого действия. Пример рукна — чтение хотя бы одного аята из Корана: без этого намаз не действителен, при этом чтение — составная часть намаза.

Необходимо (соблюдать) для действительности намаза двадцать семь вещей:

Имам Шурунбуляли, рахимахуллах, привел для удобства начинающих студентов и простых мусульман шарты и рукны намаза вместе, поскольку их объединяет то, что все эти действия обязательны и без них намаз не будет действителен. А деление на рукны и шарты, а также их классификация — это дело специалистов.

1. «Отсутствие осквернения».

Имеется в виду, что вступающий в намаз должен совершить малое или полное омовение, в зависимости от того, в каком из двух состояний он находится — хадас (то, что требует совершения малого омовения) или джанаба (требуется полное омовение).

2-4. «Чистота тела, одежды и места (совершения намаза) от наджасы, которая не прощается, вплоть до места (соприкосновения) ног, рук, коленей и лба, по самому сильному мнению».

Если на месте совершения намаза находится сухая наджаса, то достаточно постелить на нее ткань, которой можно закрыть аурат — то есть не прозрачную. Если наджаса влажная, то ее нужно закрыть плотной тканью или тонкой тканью, сложенной несколько раз, или же присыпать землей. И необходимо для действительности намаза на этой поверхности, чтобы не чувствовался запах этой наджасы после ее накрывания или засыпания. Если запах есть — то намаз на этой поверхности совершать нельзя.

Виды наджасы, а также что прощается и что не прощается из них в намазе, разбиралось в разделе очищения в соответствующей теме.

Также условием действительности намаза ставится чистота поверхности под ногами молящегося. Если, допустим, чистого места на земле хватает только, чтобы поставить одну ногу, намаз будет действителен, однако стоять на одной ноге в намазе нежелательно. Также важна чистота места, на которое молящийся опускает руки, колени и лоб в земном поклоне, поскольку (как будет сказано дальше) условие действительности суджуда — опираться на кончики пальцев ног, колени, руки и лоб. Место соприкосновения этих частей тела с землей должно быть чистым. Не ставится условием чистота места соприкосновения носа с землей (несмотря на то, что в суджуде нужно опираться также и на нос), потому что поверхность носа меньше дирхама — а это количество наджасы прощается.

5. «Закрытие аурата. И не вредит, если аурат будет виден через вырез (сверху) или подол снизу».

Условие для закрытия аурата — это чтобы он был закрыт с боков. Если аурат человека в намазе можно увидеть через вырез одежды (при взгляде сверху вниз, например) или под подолом одежды (при взгляде снизу вверх) — это не вредит действительности намаза.

Мужчине желательно (мустахаб) молиться в трех одеждах — закрывающих нижнюю и верхнюю половины туловища, а также голову. В старых книгах упомянуты изар (ткань, закрывающая тело ниже пояса и выше щиколоток), камис (рубашка) и чалма. Также желательно, чтобы человек молился в своей лучшей одежде. И нежелательно молиться с открытым торсом, если есть, чем его прикрыть.

6. «Направление на киблу. И для того, кто в Мекке и видит Каабу, обязательно молиться в сторону ее самой. А для того, кто не видит (Каабу), даже если он находится в Мекке, обязательно (совершать намаз) в направлении Каабы, по сильному мнению».

Таким образом, понятно, что тому, кто не видит непосредственно саму Каабу, необходимо приложить усилия для того, чтобы определить направление на нее. Если человек, например, находится в пути и прибыл в незнакомое место, где ему нужно совершить намаз, то сначала нужно спросить у местного жителя. Если он спросит и совершит намаз в указанном ему направлении, а потом выяснит, что ошибся, его намаз действителен и переделывать его не нужно.

Если спросить не у кого, то ему нужно самостоятельно попытаться определить киблу. Для этого он может использовать различные средства, доступные ему: можно определять ее по солнцу, с помощью компаса или же специальной программой в смартфоне. И если потом выяснится, что человек ошибся с направлением, ему также не нужно этот намаз переделывать.

Если человек, совершая намаз, поймет, что ошибся в определении направления киблы, то ему нужно, не прерывая намаз, повернуться в том направлении, которое он счел более верным.

Если человек по болезни не может молиться в направлении киблы, он совершает намаз в том направлении, в котором может.

Урок 12

392

Последние статьи
15.10.2017
Подробнее
21.09.2017
Подробнее
31.08.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.