Уроки намаза из «Нур аль-идах». Урок 14. Некоторые частности, связанные с условиями намаза - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Уроки намаза из «Нур аль-идах». Урок 14. Некоторые частности, связанные с условиями намаза

Урок 13

Перевод текста книги «Нур аль-идах» выделен в уроках полужирным шрифтом.

Урок 14

Некоторые частности, связанные с условиями намаза

В этом разделе имам Шурунбуляли, рахимахуЛлах, собрал некоторые подробности, касающиеся трех условий намаза — чистоты одежды, чистоты места, а также закрытия аурата.

«Разрешается совершать намаз на войлоке, внешняя сторона которого чистая, а низ испачкан наджасой. Также (разрешается совершать намаз) на чистой одежде, внутренняя сторона которой в наджасе, если она не пришита (к одежде)«.

Человек может совершать намаз на чем-то плотном (вроде войлока), если сверху он чистый, а снизу испачкан непрощаемой наджасой. Причина этого в том, что материал настолько толстый считается за две ткани, положенные одну на другую, поскольку его можно при необходимости разрезать по толщине. Также действителен намаз на одежде с подкладкой, если эта подкладка не пришита к одежде. Эти примеры иллюстрируют общий принцип: если на испачканную наджасой ткань положить сверху чистую, намаз на них действителен.

«А также (разрешается) на чистом краю, даже если испачканный наджасой край двигается при его движении».

Намаз, выполненный на чистой части ковра, циновки или ткани, другая часть которых испачкана наджасой, – действителен. И в данном случае не смотрят на то, двигается ли испачканный край при движении молящегося: «правило движения» относится к тому, что надето на человека, и не относится к поверхности, на которой он стоит. Ведь, как уже было сказано, условие чистоты места намаза — это чистота места, на которое человек ставит ноги, а также опускает лоб, руки, колени и кончики пальцев ног при суджуде.

«Если наджаса попала на виток чалмы, и он (молящийся) сбросил его, и на голове осталась чистая часть, а испачканная не движется при его движениях, намаз совершать разрешается, а если движется — то нет».

Этот пример имама как раз иллюстрирует «правило движения»: если то, что надето на человека или привязано к нему (например, он держит в намазе веревку, на другом конце которой лодка), испачкано наджасой и движется одновременно с движениями молящегося, намаз не действителен. Если же что-то грязное лежит рядом (пример с ковром выше), находится под ногами (при этом прикрыто чем-то чистым, как в примере с войлоком и двумя одеждами) или касается молящегося (например, испачканный наджасой младенец сам сидит у него на коленях) — намаз действителен. При этом нужно отметить, что совершать намаз вблизи наджасы — нежелательно (макрух).

Что до примера с чалмой, то он ясен, если представить себе ее конструкцию: допустим, на обернутую вокруг головы ткань во время намаза попала наджаса, молящийся заметил это и одним движением сбросил с головы испачканный виток ткани, затем продолжил намаз. Ткань, которая у него на голове, соединена с наджасой, лежащей на земле, поэтому действительность такого намаза зависит от того, движется ли испачканный наджасой и лежащий на земле виток чалмы при движении молящегося. Если не движется, намаз действителен; если движется — то нет.

«Тот, кто не может найти ничего, чтобы устранить наджасу, молится с ней, и он не должен восполнять (этот намаз). Также не должен восполнять тот, кто не нашел, чем прикрыть аурат, даже шелка, травы или глины».

Восполнять не нужно, поскольку они сделали все возможное, чтобы найти, чем устранить наджасу и прикрыть аурат, но не смогли — поэтому здесь нет их вины, обязанность (таклиф) не распространяется на невозможное.

Примеры с шелком, глиной и травой указывают на то, что тот, кто не нашел дозволенной одежды прикрыть аурат, но нашел шелковую одежду (ношение которой в основе мужчине запретно), или смог прикрыть аурат травой или обмазать глиной, или зашел в мутную воду, в которой сделал намаз жестами (обозначая рукуʼ и суджуд наклонами головы), — обязан сделать это.

«Если же нашел что-то, даже если нужно спросить разрешения и (хотя бы) четверть этого чистая, не действителен намаз без одежды».

Если человек нашел одежду, хотя бы четверть поверхности которой чистая, у кого-то другого, ему нужно попросить ее у владельца для совершения намаза. Если он не попросит и будет молиться голым — такой намаз не действителен.

«Если чисто меньше четверти, то выбирает».

Если он попросил у кого-то одежду, которая оказалась испачканной наджасой настолько, что даже четверти чистой поверхности нет, то он может выбрать между совершением намаза в этой одежде и совершением его голым. При этом:

«И намаз в полностью испачканной наджасой одежде лучше, чем намаз в голом виде».

Потому что молящийся в одежде закрывает свой аурат и может молиться, полноценно выполняя рукуʼ и суджуд.

Однако из испачканной наджасой одежды есть одно исключение: нельзя совершать намаз, прикрыв аурат невыделанной шкурой животного, зарезанного не по Шариату, поскольку это более сильная наджаса — ведь она не очищается просто троекратным мытьем, в отличие от испачканной одежды.

«И если нашел, чем прикрыть часть аурата, нужно это использовать и прикрыть половые органы и задний проход. А если этим можно закрыть только что-то одно из этого, то, по одному мнению, нужно прикрыть задний проход, по другому — половые органы».

Если человек нашел из одежды только какой-то клочок ткани, из которой с трудом получается набедренная повязка, он должен прикрыться ею. Если клочок такой маленький, что им можно прикрыть либо спереди, либо сзади, то тут есть расхождение, что им прикрыть. В принципе, человек может прикрыть тканью сзади, а спереди прикрыть руками.

Относительно того, в каком порядке закрывать части тела после того, как человек прикрыл половые органы и задний проход, имам Ибн Абидин в «Радд аль-мухтар» привел следующую последовательность:

1. Ягодицы.
2. Лобок.
3. Бедра.
4. Живот.
5. Спину женщине.
6. Колени.

Далее все остальные части тела, которые нужно прикрыть в намазе, занимают равное положение.

«Совершающему намаз голым желательно совершать его сидя, наклоняясь и вытянув ноги в сторону киблы».

При таком способе выполнения намаза человек остается наиболее прикрытым.

«А если он будет молиться стоя, наклоняясь или совершая рукуʼ и суджуд, (его намаз) действителен».

Также действителен намаз того, кто, молясь голым, будет совершать его стоя жестами (наклонами головы обозначая рукуʼ и суджуд) или же выполняя рукуʼ и суджуд полноценно. Таким образом, у человека, попавшего в столь трудную ситуацию, есть право выбрать способ совершения намаза. Лучший, как указал автор, — первый.

Что же касается вопроса, нужно ли восполнять намаз тому, кто молился голым по забывчивости или же забыл очистить тело или одежду от наджасы, то тут в ханафитском мазхабе есть расхождение между учеными: Ибн Абидин в «Радд аль-мухтар» пишет, что обязательно восполнить, а имам Зейляʼи в «Табйин аль-хакаик» приводит противоположное мнение. Шейх Абдуль-Джалиль аль-ʼАта приводит в «Хайр аль-бакы», что первое мнение более сильное. Аллах знает лучше.

Урок 15

194

Последние статьи
09.08.2017
Подробнее
13.07.2017
Подробнее
29.06.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.