Уроки намаза из «Нур аль-идах». Урок 15. Граница аурата мужчин и женщин. Трудности с направлением на киблу - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Уроки намаза из «Нур аль-идах». Урок 15. Граница аурата мужчин и женщин. Трудности с направлением на киблу

Урок 14

Перевод текста книги «Нур аль-идах» выделен в уроках полужирным шрифтом.

Урок 15

Граница аурата мужчин и женщин. Трудности с направлением на киблу

Одно из условий действительности намаза — закрытие аурата. В этом уроке разберем, что такое аурат и какие у него границы.

Аурат в шариатской терминологии — это область тела, которую обязательно закрывать и на которую нельзя смотреть («Аль-Муфассаль» шейха Маджида Итра).

Границы аурата меняются в зависимости от ситуации: есть аурат перед близкими родственниками (махрамами), аурат перед не-махрамами, аурат перед мужем/женой и так далее. В данном случае нас интересует вопрос аурата мужчины и женщины в намазе.

«Аурат мужчины: то, что между пупком и краем коленей».

По мнению ханафитов, сам пупок в аурат не входит, верхняя граница аурата проходит сразу под пупком, а его нижняя граница — нижний край колен, то есть сами колени входят в аурат.

«Аурат рабыни — это (аурат мужчины) и еще живот и спина.

Все тело свободной женщины — аурат, кроме лица, кистей рук и ступней.

Открытие четверти части тела из (границ) аурата делает недействительным намаз».

Имам аль-Касани, рахимахуЛлах, в «Бадаиʼ ас-санаиʼ» так объясняет этот хукм: «Открытие небольшой части (аурата) не нарушает намаз, и в этом есть послабление (дарура), поскольку одежда обычно не лишена небольших дырочек. А в открытии большой части нет этого послабления. И имам Абу Ханифа определял «большое количество» как то, что больше четверти (от целого)».

Учитывается четверть каждой части тела в границах аурата. Половой орган — одна часть тела, задний проход — вторая, каждая ягодица — третья, бедро вместе с коленом  — четвертая и так далее. У женщины также рассматриваются отдельно голень вместе с щиколоткой, каждое ухо, плечо вместе с локтем, предплечье, включая запястье. Также отдельной частью тела женщины считаются волосы, свисающие ниже границ головы, а те, что в границах головы, считаются частью головы.

Если что-то из аурата откроется и молящийся тут же прикроет это место, намаз не нарушится. Однако, если больше допустимого будет открыто на время совершения одного рукна намаза (ученые определяют этот период как время, необходимое для произнесения трех тасбихов), это нарушает намаз. Разумеется, это в случае открытия аурата случайно (скажем, порвалась одежда в намазе) или по ошибке (скажем, человек надел для намаза одежду, забыв, что у нее дырка в границах аурата). Если человек раскроет аурат в намазе умышленно — намаз нарушится сразу же.

«Если открылось (понемногу) на разных частях тела из (границ) аурата и общая поверхность того, что открылось, достигла четверти наименьшей части тела (из границ аурата), намаз недействителен; если нет — то действителен».

А если открылось меньше четверти поверхности тела в границах аурата, но на нескольких частях тела сразу, например, штаны, в которых мужчина молится, имеют несколько небольших дырок в разных местах спереди и сзади. Правило тут такое: суммарная площадь открытого аурата, видного через все дырки, не должна быть больше четверти площади наименьшей части тела из границ аурата.

Далее автор рассматривает еще одну тему, относящуюся к условиям намаза: что делать, если возникли трудности с совершением намаза в сторону киблы или с определением киблы?

«У того, кто не может молиться в сторону киблы из-за болезни, или не может сойти с животного, или боится врагов, киблой будет то направление, куда он может повернуться, или безопасное направление».

Вопрос с больным, который по состоянию здоровья не может молиться в направлении киблы, мы уже разбирали – ему разрешается молиться в том направлении, в котором он может. То же касается и человека, который не может сойти с верхового животного, или — как в наше время — пассажира автобуса, поезда самолета и других видов транспорта, который не может выйти и помолиться в направлении киблы. Если человека догоняют враги или хищники, например, то он, убегая от них, молится в том направлении, в котором нет опасности. Тому, кто прячется от врагов, Шариат разрешает совершать намаз сидя или лежа жестами (наклонами головы обозначая рукуʼ и суджуд), опять-таки повернувшись лицом в безопасную сторону.

«Тот, кто не знает направления киблы (и нет того, у кого можно спросить, или михраба), пытается определить ее, и он не должен восполнять (этот намаз), если ошибся. Если он понял свою ошибку в намазе, то поворачивается (в новом направлении) и продолжает (намаз)«.

Этот вопрос мы также уже разбирали в одиннадцатом уроке.

Разумеется, если в местности есть мечеть, то человеку не нужно прилагать усилия, чтобы определить киблу, — ему достаточно зайти в мечеть и помолиться в сторону ее михраба.

«А если (человек) начал (намаз), не попытавшись (определить киблу), и, закончив намаз, узнал, что был прав, то действителен (намаз). А если поймет это в намазе, то нарушается (намаз), как и в случае, если так и не узнает (был он прав или ошибся)«.

Если человек начал совершать намаз, не приложив усилия для определения киблы, и после намаза убедился, что выбрал правильное направление, его намаз будет действителен. Однако если он поймет, что ошибся, будучи в намазе, или же не сможет и после завершения намаза определить верное направление, то его намаз будет недействительным.

Иными словами, намаз, совершенный без определения киблы, не действителен, кроме случая, когда по завершении намаза человек понял, что случайно угадал направление киблы.

«Если люди определили (разные) направления и не знали, куда молится их имам, (намаз) им засчитывается».

Если некая группа людей совершает намаз джамаатом, скажем, в полной темноте и не видит, в какую сторону молится их имам, то они определяют направление на киблу сами, и, даже если они определят разные направления относительно друг друга и имама, их намаз действителен. Не действителен окажется только намаз того, кто выяснит, что молился впереди имама.

Также недействителен намаз того, кто в джамаате, зная в каком направлении молится имам, молится намеренно в другую сторону.

Урок 16

423

Последние статьи
09.08.2017
Подробнее
13.07.2017
Подробнее
29.06.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.