Перевод текста книги «Нур аль-идах» выделен в уроках полужирным шрифтом.
Урок 16
Ваджибы намаза
Ваджиб отличается от фарда меньшей силой доказательства его обязательности и тем, что отрицающий ваджиб не становится неверующим (кяфиром) в отличие от отрицающего фард.
С практической же точки зрения, отличия между ваджибом и фардом следующие:
«Их (ваджибов) восемнадцать:
1. Чтение суры «Аль-Фатиха»».
Чтение суры «Аль-Фатиха» – ваджиб во всех ракаатах желательных намазов и витра, а также в первых двух ракаатах фард-намазов. Чтение «Фатихи» в третьем и четвертом ракаатах пяти обязательных намазов — это сунна.
«2. Присоединение (к ней) суры или трех аятов в двух ракаатах фарда и во всех ракаатах витра и нафль-намазов».
После суры «Аль-Фатиха» молящийся читает другую суру — это ваджиб в тех же местах, что и чтение «Фатихи». Можно читать любую суру целиком, однако минимум, который достаточно исполнить для выполнения ваджиба, — это чтение короткой суры, или трех аятов, суммарно равных по длине самой короткой суре из Корана (это, как известно, «Аль-Каусар»), или же одного длинного аята, равного по длине трем коротким.
«3. Чтение (суры «Аль-Фатиха» и еще суры) именно в двух первых ракаатах.»
Чтение суры «Аль-Фатиха» и другой суры (или аятов) именно в первых двух ракаатах обязательных намазов — это отдельный ваджиб.
«4. Чтение сначала суры «Аль-Фатиха», а затем (другой) суры.»
Также ваджибом в намазе является порядок чтения суры «Аль-Фатиха» и другой суры. Если молящийся по ошибке прочтет сначала другую суру, а потом «Фатиху», то ему нужно прочитать снова «Фатиху», потом другую суру и в конце намаза совершить саджда ас-сахву.
«5. Совершение суджуда на нос вместе со лбом.
6. Совершение второго суджуда в каждом ракаате до перехода к другим (действиям намаза).»
Как мы сказали, оба суджуда являются фардом намаза. Но совершение второго непосредственно за первым — это ваджиб. Таким образом, если молящийся забыл выполнить второй суджуд, то ему нужно выполнить его сразу, как он вспомнит об этом, даже если это произойдет после последнего сидения или даже после саляма (при условии, что между салямом и восполнением пропущенного суджуда прошло не слишком много времени и молящийся не делал ничего из того, что нарушает намаз). Порядок действий при этом должен быть такой (он приводится в «Хашия ат-Тахтави»):
«7. Неторопливое выполнение рукнов.»
Также ваджибом намаза является «таʼдиль аль-аркан» — то есть остановка, замирание всего тела молящегося в положении рукна минимум на время произнесения «СубханАллах». Имам Абу Юсуф считал это фардом. По одной из передач от имама Абу Ханифы, это сунна. Однако, согласно сильному мнению мазхаба, это ваджиб. У известного ханафитского ученого Муллы Али аль-Кори есть отдельная работа с доказательствами этого.
«8. Первое сидение.»
Для всех намазов, кроме двухракаатных, ваджибом является сидение после второго ракаата и чтение ташаххуда в нем. Тот, кто встанет на третий ракаат, пропустив первое сидение, должен совершить саджда ас-сахву, если пропустил его ненамеренно.
«9. Чтение ташаххуда в нем, по сильному мнению.»
Часть ученых решила, что первое сидение и чтение ташаххуда в нем — это сунна, однако сильное мнение мазхаба — что это ваджиб.
«10. Его чтение в последнем (сидении).»
Чтение ташаххуда в последнем сидении (в последнем ракаате намаза) — также ваджиб, в то время как само по себе последние сидение — это рукн намаза.
«11. Переход к третьему ракаату без промедления после ташаххуда.»
После первого сидения в конце второго ракаата и чтения в нем ташаххуда молящийся должен сразу встать, не задерживаясь и не читая салават. Если он замешкается и просидит после завершения чтения ташаххуда столько времени, сколько нужно для выполнения рукна (длина произнесения тасбиха три раза), и более — ему нужно совершить саджда ас-сахву в конце намаза.
Имам Ибн Абидин аш-Шами пишет, что если молящийся по забывчивости начнет читать салават и прочитает: «Аллахумма солии ʼаля…» — и больше, то ему нужно будет совершить саджда ас-сахву; если прочтет меньше этого и, опомнившись, встанет, то сажда ас-сахву совершать не нужно.
«12. Произнесение слова «ас-салям» без «ʼаляйкум».»
Последний рукн намаза, напомним, — это последнее сидение. Выход из намаза с помощью саляма — это ваджиб. Минимально достаточный салям для выхода из намаза — произнести слово «ас-салям» дважды (повернув голову сначала направо, потом налево). Сказать «ассаляму алейкум ва рахматуллах» — это сунна.
«13. Кунут в (намазе) витр.»
Дуа-кунут мы читаем в третьем ракаате намаза витр после суры «Аль-Фатиха» и второй суры, но до рукуʼ. Также произнести такбир перед чтением дуа-кунут — ваджиб, согласно одному из мнений.
«14. Такбиры в двух праздничных намазах.»
Каждый из такбиров в праздничных намазах — ваджиб, и пропуск одного из них делает обязательным совершение саджда ас-сахву. Однако ученые (в частности, Ибн Абидин) говорят о том, что совершать саджда ас-сахву из-за этого не нужно, поскольку на праздничные намазы обычно приходят толпы мусульман, и саджда ас-сахву может вызвать среди людей путаницу.
«15. Форма такбира в начале каждого намаза, кроме праздничных.»
Ваджиб открывать каждый намаз, кроме обоих праздничных, именно словами «Аллаху Акбар» (соблюдая условия их произнесения), а не другой формой такбира. Если молящийся по забывчивости откроет намаз словами «Аллаху Архам» или другой формой восхваления Всевышнего, то, если он поймет ошибку в начале намаза, ему нужно начать намаз заново, произнеся: «Аллаху Акбар». Если же он поймет ошибку не сразу, то намаз надо продолжить и совершить в конце его саджда ас-сахву.
«16. Такбир для рукуʼ во втором ракаате праздничных намазов.»
Этот такбир связан (и считается вместе) с такбирами праздничного намаза, поэтому он также является ваджибом. Этим он отличается от такбира для перехода в рукуʼ в первом ракаате, который желателен.
«17. Громкое чтение имама в утреннем намазе, двух первых (ракаатах) вечернего и ночного намазов (даже при восполнении), в пятничном намазе, в праздничных намазах, таравихе, витре в Рамадан.»
Автор перечислил все намазы, которые имам должен читать вслух. Под «громким чтением» подразумевается такое чтение, при котором тебя слышат другие.
«18. Тихое чтение в дневном (зухр) и предвечернем (ʼаср) намазах, в ракаатах после второго (ракаата) вечернего и ночного намазов и в желательных намазах днем.»
В перечисленных намазах имам должен (ваджиб) читать тихо — то есть так, чтобы слышать самого себя. Громкое чтение в месте тихого — и наоборот — делает обязательным совершение саджда ас-сахву.
«Совершающий (фард-намаз) в одиночку выбирает читать громко (или тихо), как и тот, кто совершает желательные намазы ночью.»
Правила для тихого и громкого чтения не распространяются на совершающего фард в одиночку — он может выбрать между этими способами чтения.
То же касается и совершающего добровольные (нафль) намазы ночью. Однако, как указывает автор в шархе, лучше всего ему читать с небольшой громкостью: не слишком громко, чтобы не разбудить спящих и не привлечь к себе внимание, но и не слишком тихо, чтобы не начало клонить в сон.
«Кто не прочитал (вторую) суру в первых двух ракаатах ночного намаза, читает ее в последних вместе с сурой «Аль-Фатиха» вслух. Кто не прочитал суру «Аль-Фатиха», тот не повторяет ее в последних ракаатах.»
Это правило относится ко всем обязательным намазам, не только к ночному. Тот, кто забыл прочитать вторую суру (или аяты) в первом или втором ракаате, должен прочитать ее в третьем или четвертом, причем сначала ему нужно прочитать суру «Аль-Фатиха», а потом другую суру. Кто забыл прочитать в первом или втором ракаате «Фатиху», не читает ее в третьем или четвертом ракаате, поскольку ее чтение во второй половине намаза является желательным действием, которое не может заменить пропущенный ваджиб. Вместо этого ему нужно совершить саджда ас-сахву в конце намаза.