Перевод текста книги «Нур аль-идах» выделен в уроках полужирным шрифтом.
Урок 17
Сунны намаза (часть 1)
Их пятьдесят одна:
По классификации автора «Нуруль-Идах». В других книгах их может быть больше или меньше.
1-3. Поднятие рук для вступительного такбира на уровень ушей для мужчины и рабыни и на уровень плеч для свободной (женщины).
То, что Пророк (да благословит его Аллах и до приветствует) поднимал руки во вступительном такбире так, что большие пальцы оказывались на уровне мочек ушей, установлено многими хадисами, в том числе из «Сахиха» имама Муслима.
Женщине же не стоит поднимать руки так высоко, поскольку главный принцип ее намаза — максимальная закрытость. Мы можем проследить его во всем описании правильного намаза женщины.
4. Раскрыть ладони.
Ладони при такбире нужно держать раскрытыми, то есть не сжатыми в кулак, направленными в сторону киблы. Пальцы не должны быть слишком сжаты, но при этом и не должны быть расставлены в стороны.
5. Совпадение вступительного такбира муктади с такбиром имама.
Такбир муктади (совершающего намаз за имамом) до такбира имама не действителен. Поэтому в данном вопросе безопаснее следовать мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада (да будет доволен ими Аллах) и начинать произносить такбир после такбира имама.
6. Класть мужчине правую руку на левую и складывать их под пупком. И способ (складывания): класть ладонь правой (руки) на тыльную сторону ладони левой, обхватив мизинцем и большим пальцем запястье. Класть женщине руки на грудь, не обхватывая (одну другой).
Из Сунны известны два способа положения рук в намазе: обхватывание запястья (как в хадисе от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, у Абу Дауда и Даракутни) и простое складывание одной руки на другую (хадис в сборнике Абу Дауда и др. от Али, да будет доволен им Аллах).
Некоторые имамы указали, как совместить эти два способа: нужно обхватить большим пальцем и мизинцем правой руки запястье левой, при этом остальные три пальца правой положить на левую руку. Так мы объединяем две сунны: складывание и обхватывание. Другие же имамы сказали, что нужно иногда просто складывать руки, а иногда – обхватывать запястье.
7. Восхваление «сана» (чтение «Субханака…»).
Автор еще будет подробно рассказывать про эту форму восхваления Господа, которую желательно произносить сразу после вступительного такбира. Если забыл прочитать «сана» и начал читать «Фатиху», то возвращаться к «сана» не нужно.
Молящийся не читает «сана», если в момент его вступления в намаз, имам уже читает Коран, поскольку молчание во время чтения Корана — это ваджиб, а чтение «сана» – сунна, и нельзя пренебрегать ваджибом ради сунны.
8. Таʼаввуз (чтение «Аʼузу билляхи…») для чтения.
Желательно после «сана» произнести: «Аʼузу биЛляхи мина-ш-шайтани-р-раджим», – поскольку далее собираешься читать Коран. И эту формулу произносит имам, масбук (присоединившийся к джамаату позже) и тот, кто совершает намаз в одиночку (мунфарид). Муктади (следующий за имамом) ее не произносит, так как он Коран читать в намазе не должен. Впрочем, в некоторых книгах сделан выбор в пользу мнения имама Абу Юсуфа, да будет доволен им Аллах, что муктади следует после «сана» произнести «таʼаввуз» для защиты от наущений шайтана в намазе.
9. «Басмала» в начале каждого ракаата.
В начале каждого ракаата желательно произнести: «БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим».
Молящемуся не нужно произносить «басмалу» перед чтением второй суры, поскольку он сделал это перед чтением суры «Аль-Фатиха».
10. Произнесение «амин».
Произносить «амин» после чтения суры «Аль-Фатиха» желательно как в намазе, так и вне его, поскольку вторая половина суры — это дуа. Слово «амин» пришло из арамейского языка, и смысл его: «Ответь на наше дуа, о Господь!»
11. Восхваление Господа.
Имеется в виду произнесение формулы «Аллахумма, роббана ва лякаль-хамд» или «Роббана лякаль-хам» («О Аллах, наш Господь, хвала Тебе!») при выпрямлении из рукуʼ. Ее произносят муктади и мунфарид, по общему мнению основателей мазхаба, и имам — по мнению двух учеников Абу Ханифы, да будет доволен ими Аллах.
12. Чтение их тихо.
«Сана», «таʼаввуз», «басмала», «амин» и «Роббана лякаль-хамд» читаются тихо всеми, включая имама в намазе, читаемом вслух.