Уроки намаза из «Нур аль-идах». Урок 20. Сунны намаза (часть 4) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Уроки намаза из «Нур аль-идах». Урок 20. Сунны намаза (часть 4)

Урок 19

Перевод текста книги «Нур аль-идах» выделен в уроках полужирным шрифтом.

Урок 20

Сунны намаза (часть 4)

42. Поднимать указательный палец, согласно сильному мнению, при шахаде. Поднимать его при отрицании и опускать при утверждении.

Желательно поднимать указательный палец правой руки, произнося шахаду, при чтении ташаххуда. Причем поднимать его надо при отрицании божественности всего, кроме Аллаха, — то есть при словах «ля иляха…», — а опускать при утверждении божественности Всевышнего Аллаха, то есть при словах «…илляЛлах».

Молящийся во время чтения ташаххуда держит правую руку на бедре ладонью вниз. Затем, дойдя до шахады, он может поступить двумя способами, описанными в «Хайр аль-бакы»:

  • либо сложить в кольцо большой и средний пальцы, мизинец и безымянный подогнуть, а указательный вытянуть вперед,
  • либо, как передано в хадисе Муслима, сложить «пятьдесят три» (арабы использовали этот жест для обозначения данного числа): неплотно сложить в кулак четыре пальца, причем кончик большого пальца должен лечь на первый сустав (со стороны запястья) среднего пальца, а затем вытянуть вперед указательный палец.

Также ученые отмечают, что желательно ташаххуд читать тихо.

43. Чтение суры «Аль-Фатиха» в ракаатах после второго.

Чтение суры «Аль-Фатиха» в третьем и четвертом ракаате фард-намаза — сунна в нашем мазхабе. Имам Абу Ханифа опирался в этом вопросе на переданное от сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, Али и Ибн Масʼуда, да будет Аллах ими доволен, согласно которым, человек в третьем и четвертом ракаате, если хочет, читает «Аль-Фатиху», если хочет, читает тасбих. Также можно просто молчать.

44. Салават Пророку (да благословит его Аллах и до приветствует) в последнем сидении.

Лучшая форма салавата для чтения после ташаххуда в последнем сидении — это «Солят аль-Ибрахимийя»:

اللهم صل على محمد وعلى آل محمد، كما صليت على إبراهيم وعلى آل إبراهيم،  وبارك على محمد وعلى آل محمد، كما باركت على إبراهيم وعلى آل إبراهيم، في العالمين إنك حميد مجيد

45. Дуа в форме, напоминающей слова Корана и Сунны, но не слова людей.

После чтения салавата в последнем сидении желательно прочитать дуа. Условие для этого дуа — чтобы это было дуа из Корана или Сунны или похожее на них по смыслу.

В комментарии автор привел следующие примеры таких дуа:

Пример дуа из Корана:

رَبَّنَا لَا تُزِغْ قُلُوبَنَا بَعْدَ إِذْ هَدَيْتَنَا وَهَبْ لَنَا مِن لَّدُنكَ رَحْمَةً إِنَّكَ أَنتَ الْوَهَّابُ 

(сура «Али Имран», аят 8)

Перевод смысла:

«Господь наш! Не отклоняй наши сердца от истины, после того как Ты вывел нас на прямой путь! Одари нас Своей милостью! Ведь, поистине, только Ты – Дающий!»

Примеры дуа из Сунны:

а) Дуа, которому Пророк, да благословит его Аллах и до приветствует, обучил Абу Бакра, да будет Аллах им доволен, для чтения в намазе:

اللَّهُمَّ إِنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي ظُلْمًا كَثِيرًا، وَلَا يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلَّا أَنْتَ. فَاغْفِرْ لِي مَغْفِرَةً مِنْ عِنْدِكَ، وَارْحَمْنِي إِنَّكَ أَنْتَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«О Аллах! Поистине, я сильно навредил себе, и никто не прощает грехов, кроме Тебя, прости меня Твоим прощением и помилуй меня. Поистине, Ты — Прощающий и Милостивый» (привели Бухари, Муслим и др.).

б) Дуа, которое Ибн Масʼуд, да будет Аллах им доволен, читал в намазе, известное как «дуа аль-кавамиль» («всеобъемлющее дуа»):

اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ مِنَ الْخَيْرِ كُلِّهِ ، مَا عَلِمْتُ مِنْهُ وَمَا لَمْ أَعْلَمْ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الشَّرِّ كُلِّهِ ِ، مَا عَلِمْتُ مِنْهُ وَمَا لَمْ أَعْلَمْ

«О Аллах! Я прошу у Тебя всего блага, которое известно мне и которое неизвестно, и прибегаю к Твоей защите от всего зла, которое известно мне и не известно» (привели Хаким, Ибн Маджа и др.).

Делать дуа в обязательном намазе словами, похожими на слова людей, нельзя, даже на арабском языке. Что это значит? Например, нельзя просить у Аллаха в намазе денег, машину или чтобы такая-то девушка вышла за тебя замуж. Принцип здесь, как сказано в «Имдад аль-Фаттах», такой: нельзя просить о том, что теоретически можно попросить у других людей, а можно просить только о том, что может дать только Аллах: здоровье, прощение и т. п.

Дуа «словами людей» нарушит намаз, если человек не просидел в последнем сидении на длину чтения ташаххуда. И это будет пропуском ваджиба. Если просидел — поскольку тем самым он вышел из намаза, не дав салям, то есть не совершив ваджиб. То, что пришло из сунны насчет дуа в суджуде, ханафиты относят к нафль-намазам.

Урок 21

324

Последние статьи
15.10.2017
Подробнее
21.09.2017
Подробнее
31.08.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.