Уроки намаза из «Нур аль-идах». Урок 27. Глава об имаме - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Уроки намаза из «Нур аль-идах». Урок 27. Глава об имаме

Урок 26

Перевод текста книги «Нур аль-идах» выделен в уроках полужирным шрифтом.

Урок 27

Джамаат-намаз

Глава об имаме

«(Быть имамом) достойнее, чем (читать) азан».

И самое лучшее — когда имам сам читает азан.

«Намаз джамаатом — сунна для свободных мужчин, у которых нет уважительной причины» (для его пропуска).

По самому сильному мнению нашего мазхаба, совершение намаза коллективно — это сунна муаккада, по своей силе близкая к ваджибу.

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Намаз джамаатом лучше намаза каждого из вас по отдельности в 25 раз» (Бухари, Муслим).

И не разрешается оставлять эту сунну свободному (не рабу) мужчине, у которого нет уважительной причины для этого. В шариатском государстве джамаату города, который перестал выполнять коллективный намаз, правитель повелевает возобновить его совершение. А если после этого они откажутся, их нужно принудить к нему силой, поскольку коллективный намаз — особенность нашей религии и один из признаков Ислама, по которому определяют, что в данной местности живут мусульмане.

И полноценная награда за джамаат-намаз достигается уже при совершении его двумя людьми, один из которых имам, а вторым может быть даже ребенок, достигший разумного возраста, или женщина, и пусть даже этот намаз совершается дома. В этом его отличие от пятничного намаза: для его действительности необходимо участие трех или двух (согласно расхождению мнений основателей мазхаба) взрослых мужчин, помимо имама.

«И условий действительности имамства для соответствующих мужчин шесть:»

Имеется в виду, соответствующих условиям желательности выполнения намаза в джамаате, то есть свободных и не имеющих уважительной причины для его пропуска.

«1. Ислам.»

Это общее условие, так как намаз кяфира не действителен в принципе.

«2. Совершеннолетие.»

Любой намаз несовершеннолетнего считается нафлем (желательным), а совершающий нафль-намаз не может быть имамом для джамаата, совершающего фард-намаз (как будет разъяснено позже). Также несовершеннолетний не может быть имамом в намазе таравих.

«3. Разум.»

Намаз сумасшедшего не действителен, тем более он не может быть имамом.

«4. Мужской пол.»

Ни женщина, ни гермафродит не могут быть имамом в коллективном намазе, если в нем участвует хотя бы один мужчина или гермафродит.

«5. Умение читать (Коран)

Достаточно знать хотя бы один аят, необходимый для действительности чтения в намазе, согласно мнению имама Абу Ханифы, да будет Аллах им доволен, или же один длинный или три коротких аята, по мнению двух его учеников.

«6. Отсутствие ‘узра, такого как кровотечение из носа, (отсутствие) заикания и шепелявости, выполнение всех условий намаза, таких как очищение или закрытие аурата.»

Имамом в коллективном намазе не может быть ма’зур — то есть человек, у которого непрерывно нарушается омовение, например, идет без остановки кровь носом или происходит неконтролируемый выход мочи или газов. Также тот, у кого есть один ‘узр (скажем, только выход газов), не может молиться за тем, у кого два ‘узра (например, недержание мочи, поскольку в этом случае к нарушению омовения добавляется выход наджасы). Если же у двух человек один и тот же ‘узр, они могут читать намаз друг за другом.

Также не может быть имамом тот, у кого дефект речи, например, шепелявость или заикание и т. п., сильный настолько, что он не может произнести без искажения обязательный минимум того, что нужно произносить и читать в намазе.

Если человек с дефектом речи не может найти в Коране аяты, не содержащие звуков, которые он не в состоянии произнести, и не может в течение суток исправить свой дефект, то намаз его в одиночку действителен. Также в этом случае действителен намаз того, чей дефект речь вызван анатомическими причинами.

Однако если такой человек не будет прикладывать усилий для исправления дефекта речи (который не вызван анатомическими причинами), то его намазы будут недействительны!

В «Хайр аль-Бакы» говорится, что ему нужно обратиться к специалисту логопеду или дефектологу для исправления дефектов речи, препятствующих правильному чтению Корана. В отношении детей эта ответственность возложена на их родителей и воспитателей.

Также одно из условий, предъявляемых к имаму, — выполнение им всех шурутов намаза. Например, тот, у кого нет омовения или нечем прикрыть аурат, не может быть имамом для тех, кто выполнил все условия действительности намаза.

Если тело или одежда человека испачканы наджасой, которая прощается, то намаз его — макрух, поэтому и быть имамом ему нежелательно. Если же у него нет ничего, чем можно было бы очиститься от этой наджасы, то тогда ему только нежелательно быть имамом.

Урок 28

508

Последние статьи
19.11.2017
Подробнее
15.10.2017
Подробнее
21.09.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.