Уроки намаза из «Нур аль-идах». Урок 30. Условия действительности следования за имамом (часть 3) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Уроки намаза из «Нур аль-идах». Урок 30. Условия действительности следования за имамом (часть 3)

Урок 29

Перевод текста книги «Нур аль-идах» выделен в уроках полужирным шрифтом.

Урок 30

Условия действительности следования за имамом (часть 3)

«11. (Чтобы не было между имамом и муктади) стены, мешающей узнавать о перемещениях имама. А если она не мешает слышать или видеть (действия имама), то следование (в этом случае) действительно, согласно сильному мнению.»

Если стена настолько большая или толстая, что через нее нельзя увидеть перемещения имама или услышать его такбиры и азкары, то она будет препятствием для следования. Если через нее можно хотя бы слышать, пусть даже и нельзя пройти к имаму, то следование будет действительным.

В наше время, когда можно передавать голос имама через звукоусиливающую аппаратуру или по радиосвязи хоть на другой конец планеты, учитывается, вплотную стоят мечеть и другое строение к друг другу или нет. Если, скажем, дом стоит вплотную к мечети, то находящийся в нем может совершать намаз за имамом, молящимся в мечети, при условии, что он слышит его голос или голос того, кто повторяет за имамом такбиры, азкары и салям, как указал Шамс аль-Аимма аль-Хальвани, рахимахуЛлах. Также действителен намаз того, кто находится на крыше дома, за тем, кто находится внутри дома. Однако если муктади и имам находятся в разных строениях, то намаз муктади за ним не будет действителен, даже если он слышит голос имама.

«12. Чтобы имам не был верхом, а муктади — пешим.»

Или наоборот. Также не действительно следование, если имам и муктади находятся в разных транспортных средствах. Если в одном, то следование действительно.

«13. Чтобы (муктади) не был на корабле, а имам — на другом (корабле), не связанном с ним (с первым кораблем)

Если имам и муктади находятся в разных помещениях или транспортных средствах, следование не действительно, как было сказано выше. Однако если эти два транспортных средства (в тексте — корабля) связаны между собой, например, веревкой или тросом, или соприкасаются друг с другом, даже если не связаны, то следование в этом случае будет действительно.

«14. Чтобы муктади не понимал по состоянию имама, что (намаз имама) нарушен по мнению муктади, например, выходом крови или рвотой, после чего (имам) не переделывал малое омовение.»

Последнее в книге условие связано с вопросом намаза за имамом, придерживающегося другого мазхаба в фикхе. Если ханафит совершает намаз за имамом другого мазхаба, тут возможны следующие ситуации:

  • Муктади знает, что имам обычно не соблюдает предосторожность в указанных вещах. Тогда следование за ним не действительно и запретно.
  • Муктади видел, что у имама нарушилось омовение по ханафитскому мазхабу и он не уходил делать омовение. В этом случае также следовать за ним нельзя.
  • Омовение имама по ханафитскому мазхабу нарушилось, однако он куда-то уходил на время, достаточное для возобновления омовения. В этом случае есть вероятность, что он сделал омовение. Следовать за ним в этом случае ханафиту — макрух тахриман. Такой же хукм у следования за имамом другого мазхаба, который соблюдает условия и фарды намаза, но не соблюдает его ваджибы, например, не читает вторую суру или добавляет салават к ташаххуду в первом сидении (как делают шафииты). Такое следование действительно, однако совершить намаз в одиночку в этом случае лучше.
  • Если имам (своего или другого мазхаба) соблюдает условия, рукны и ваджибы, но не исполняет сунны, например, не произносит тасбихи в руку’ и суджуде или садится после второго ракаата (в джальсатуль-истираха), то следование за ним — макрух танзихан. Имам Тахтави пишет, что в этом случае намаз за таким имамом лучше, чем совершение намаза в одиночку, поскольку в нашем мазхабе есть мнения, по которым джамаат-намаз обязателен.
  • Если же муктади знает, что омовение имама нарушилось по мазхабу имама: например, шафиит коснулся женщины или на нем наджаса размером с дирхам, — а сам имам об этом не знает, то действительно следование муктади за эти имамом, согласно мнению большинства ученых. И это признано самым сильным мнением мазхаба, как сказано в «Табьин аль-хакаик» и «Фатх аль-кадир».
  • Однако если имам знает о недействительности своего намаза, согласно своему мазхабу, и все равно совершает его, то он подобен тому, кто издевается над намазом, и следовать за ним нельзя.

Урок 31

91

Последние статьи
26.06.2017
Подробнее
24.06.2017
Подробнее
23.06.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.