Перевод текста книги «Нур аль-идах» выделен в уроках полужирным шрифтом.
Урок 30
Условия действительности следования за имамом (часть 3)
«11. (Чтобы не было между имамом и муктади) стены, мешающей узнавать о перемещениях имама. А если она не мешает слышать или видеть (действия имама), то следование (в этом случае) действительно, согласно сильному мнению.»
Если стена настолько большая или толстая, что через нее нельзя увидеть перемещения имама или услышать его такбиры и азкары, то она будет препятствием для следования. Если через нее можно хотя бы слышать, пусть даже и нельзя пройти к имаму, то следование будет действительным.
В наше время, когда можно передавать голос имама через звукоусиливающую аппаратуру или по радиосвязи хоть на другой конец планеты, учитывается, вплотную стоят мечеть и другое строение к друг другу или нет. Если, скажем, дом стоит вплотную к мечети, то находящийся в нем может совершать намаз за имамом, молящимся в мечети, при условии, что он слышит его голос или голос того, кто повторяет за имамом такбиры, азкары и салям, как указал Шамс аль-Аимма аль-Хальвани, рахимахуЛлах. Также действителен намаз того, кто находится на крыше дома, за тем, кто находится внутри дома. Однако если муктади и имам находятся в разных строениях, то намаз муктади за ним не будет действителен, даже если он слышит голос имама.
«12. Чтобы имам не был верхом, а муктади — пешим.»
Или наоборот. Также не действительно следование, если имам и муктади находятся в разных транспортных средствах. Если в одном, то следование действительно.
«13. Чтобы (муктади) не был на корабле, а имам — на другом (корабле), не связанном с ним (с первым кораблем).»
Если имам и муктади находятся в разных помещениях или транспортных средствах, следование не действительно, как было сказано выше. Однако если эти два транспортных средства (в тексте — корабля) связаны между собой, например, веревкой или тросом, или соприкасаются друг с другом, даже если не связаны, то следование в этом случае будет действительно.
«14. Чтобы муктади не понимал по состоянию имама, что (намаз имама) нарушен по мнению муктади, например, выходом крови или рвотой, после чего (имам) не переделывал малое омовение.»
Последнее в книге условие связано с вопросом намаза за имамом, придерживающегося другого мазхаба в фикхе. Если ханафит совершает намаз за имамом другого мазхаба, тут возможны следующие ситуации: