Перевод текста книги «Нур аль-идах» выделен в уроках полужирным шрифтом.
Урок 34
О тех, кому нежелательно быть имамом
«Нежелательно быть имамом:
1. Рабу.»
Если он не является при этом богобоязненным и знающим.
«2. Слепому.»
Поскольку ему сложно соблюдать направление на киблу, а также следить за чистотой своей одежды от грязи и наджасы. Но, если слепой – самый достойный человек, чтобы стать имамом, нежелательность устраняется.
«3. Бедуину.»
Если он невежественный. Впрочем, это касается и городского жителя.
«4. Ребенку от прелюбодеяния, если он невежда.»
Только в случае, если у него нет знаний и богобоязненности. Если же дело обстоит наоборот, то нет нежелательности в том, чтобы ему становиться имамом.
«5. Грешнику.»
Даже если он обладатель знаний. Если человек открыто совершает грехи, то его по Шариату следует принижать, а не возвышать, выбирая имамом. В толкованиях книги уточняется, что выбирать имамом грешника и сторонника недозволенных новшеств – это макрух тахриман. Если же такой человек назначен имамом в вашу мечеть, то следует начать совершать джамаат и пятничный намаз в другой мечети, где имам — благочестивый суннит. Если в вашей местности другой мечети нет или там такая же проблема с имамом, то следует читать за этим имамом.
«6. Стороннику вредных новшеств (мубтадиʼ).»
Разумеется, если это новшество, скажем, в вероубеждении не является куфром.
(Также нежелательно):
«1. Удлинять намаз.»
Хукм такого удлинения – макрух тахриман, даже если это происходит с согласия джамаата. Удлинением считается все, что превышает установленный в суннах намаза объем чтения Корана, тасбихов и зикра («Хайр аль-Бакы»).
«2. (Совершать намаз) джамаатом голым (людям).»
Это также макрух тахриман. Тем, кто не может найти одежду, чтобы прикрыть аурат, следует молиться поодиночке.
«3. И женщинам. Если они совершат (намаз джамаатом), то имам встает между ними, как и в случае с голыми.»
Коллективный намаз для группы женщин, когда имамом становится одна из них, – макрух тахриман. Но если они все же совершают его, то женщина-имам должна встать в первый ряд так, чтобы ее пятки были незначительно впереди пяток стоящей с ней в одном ряду женщин. Если она выйдет вперед, подобно мужчине-имаму, она совершит грех, но намаз будет действителен.