Многие мусульмане в мире сегодня вечером после захода солнца вступают в священный месяц Рамадан по милости Аллаха. В чем же заключается смысл этого благословенного месяца для нас?
Известно, что пост в Рамадан был предписан мусульманам во втором году после хиджры (переселения в Медину). Можно спросить – почему же не раньше? В Мекке мусульмане часто жили в тяжелых экономических условиях, бывало, проходили целые дни, когда им было нечего есть. Гораздо легче воздерживаться от еды, когда у вас и так почти нет пищи. Очевидно, что пост было бы легче держать в подобных обстоятельствах. Так почему же мусульманам не было велено поститься именно в это время? Ответом может быть понимание того, что Рамадан вовсе не заключается лишь в механическом отказе от пищи. Хотя пост является его неотъемлемой частью, Рамадан предлагает нам комплексную программу для «капитального ремонта» нашего душевного состояния. А для подобных дел нужно было именно то состояние мира и безопасности, которое появилось у мусульман в Медине.
Рамадан является самым важным месяцем в году. Верующие ждут его с нетерпением. Известно, что перед наступлением Раджаба – за два месяца до Рамадана – наш любимый Пророк (мир ему и благословение) обычно делал такое дуа: «О, Аллах! Благослови нас во время Раджаба и Ша’бана и помоги нам достичь Рамадана (в добром здравии)”.
Во время Рамадана верующим следует приложить все усилия для поиска милости и прощения Аллаха. Это месяц для обновления нашего благочестия и преданности вере. Это весна для совершения добра, когда праведность расцветает во всех мусульманских общинах.
«Если объединить благословения всех остальных одиннадцати месяцев, они не достигнут благословений одного Рамадана» — говорил великий исламский ученый Ахмад аль-Фарук (имам Раббани, рахимахуллах). Каждому мусульманину в этом месяце предоставляется возможность укрепить свой иман, очистить душу и сердце, чтобы избавиться от последствий грехов, совершенных за год.
«Любой, кто будет держать пост в этом месяце с чистой верой и надеждой на вознаграждение от Творца, получит прощение своих грехов» — сказал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).
Также он говорил, что кто будет выстаивать ночи в молитве, обращаясь к Аллаху за прощением, получит прощение от Него.
В других хадисах говорится, что награды за добрые дела умножаются многократно во время Рамадана.
Однако, нужно помнить, что наряду с наградой, есть риск огромной потери. Если мы позволим себе провести любой другой месяц в небрежности и забвении, мы лишь упустим время. Но если мы упустим время во время Рамадана, мы потеряем очень многое. Пророк (мир ему и благословение) сказал, что кто пропустит хотя бы один день поста без уважительной причины, не сможет наверстать упущенное (в духовном смысле), даже если будет держать пост всю оставшуюся жизнь.
Из трех человек, которых наш Пророк (мир ему и благословение) назвал несчастными, одним из них будет тот, кто дожил до Рамадана в добром здравии, однако не использует возможность совершить добрые дела и искать милости Аллаха.
Очевидно, что те, кто не держит пост, попадает в эту категорию, но есть люди, который постятся и молятся, но не прикладывают никаких усилий, чтобы держаться подальше от грехов или достичь очищения сердца через многочисленные возможности. Надо помнить о том, что и наказание за совершение грехов и ослушание Творца в этом месяце возрастает многократно.
Пророк Аллаха (мир ему и благословение) предупреждал нас:
«Есть те, кто ничего не получит от своего поста, кроме голода и жажды. Есть те, кто ничего не получит от своих ночных молитв, кроме потери сна».
Для тех, кто осознает это, Рамадан действительно, особый месяц. В дополнение к посту, обязательному намазу и дополнительным намазам-таравих, они проводят целый месяц в богослужениях – таких, как совершение желательного намаза, тилява (чтение Корана), зикр и т.д.
После упоминания того, что это всегда было традицией благочестивых людей нашей уммы на протяжении веков, ученый Абуль Хасан Али Надви отмечает: «Я видел своими глазами множество улемов и шейхов, которые прочитывали целиком весь Коран каждый день во время Рамадана. Они проводили почти всю ночь в молитвах. Они ели так мало, что окружающие задавались вопросом, как они могут выдержать все это? Эти великие люди ценили каждый момент Рамадан и не тратили ни минуты из него впустую. Наблюдая за подобными людьми, я всегда вспоминаю поразительные истории об ибадате праведных предков».
Почему мы столько говорим о совершении ибадата в этом месяце? Мы знаем, что термин «ибада» (или «ибадат») – поклонение, подчинение – относится не только к собственно действиям поклонения, таким как намаз, пост, зикр, но также и к обычным мирским действиям, когда они совершаются в соответствии с шариатом и ради поиска довольства Аллаха. К примеру, если верующий идет на работу, чтобы обеспечить свою семью дозволенным пропитанием – это тоже будет ибадатом, поклонением. Однако нужно провести разграничение между этими двумя группами действий. Первая категория состоит из прямых действий поклонения (молитва, пост, милостыня), вторая – из косвенных действий, которые могут стать ибадатом лишь при правильном намерении и следовании законам шариата в их совершении. Хотя вторая категория имеет важное значение, есть опасность, что по своей природе эти действия могут лишиться их подлинного смысла и стать самоцелью (когда человек, например, будет работать просто ради того, чтобы получить побольше денег). Тогда нам на помощь и приходит собственно поклонение, когда мы можем очистить наше намерения.
Ислам не одобряет монашества. От нас не требуется, чтобы мы постоянно изолировали себя от внешнего мира, поскольку испытание нашей жизни и состоит в том, чтобы прожить достойную жизнь в этом мире, повинуясь Творцу. Но смысл обязательного поклонения состоит в том, чтобы мы могли на время оторваться от суеты этого мира. Один из примеров – пять ежедневных молитв. В течение нескольких минут через каждые несколько часов в течение дня мы оставляем дела этого мира и предстаем перед Всевышним, напоминая себе, что никто, кроме Него, не достоин нашего поклонения. Рамадан поднимает эти действия на более высокий уровень, обеспечивая нам возможность помнить о нашем Создателе целый месяц.
Во время Рамадана есть также уникальный вид поклонения как и’тикаф, когда человек оставляет все свои обычные действия и находится в мечети в течение определенного периода. От каждой местной общины требуется, чтобы в ней был хотя бы один человек, который будет выполнять и’тикаф в течение десяти последних дней Рамадана. Но даже если человек не может провести столько времени в мечети, ему следует проводить столько времени в мечети, сколько он может (это касается мужчин, а не женщин, женщина может совершать подобное поклонение дома).
Благодаря «прямому» ибадату мы «подзаряжаем» наши батареи, а косвенный помогает нам использовать накопленную энергию для продвижения вперед нашей жизни. Рамадан и является таким временем для восстановления наших духовных сил. Да поможет нам Аллах провести его с пользой и не упустить его благословения. Амин.
Источник: Jamiatul Ulama