В каком случае можно перейти из одного мазхаба в другой? - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

В каком случае можно перейти из одного мазхаба в другой?

Вопрос:

С детства я следовал шафиитскому мазхабу, но сейчас наша семья переехала в местность, где придерживаются ханафитского мазхаба, так что я также стал следовать ханафитскому мазхабу в вопросах намаза (поскольку мне стало сложно находить ответы на мои вопросы в другой местности). Совершил ли я грех, изменив мазхаб?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Существуют определенные условия, которые нужно выполнить, прежде чем менять мазхаб. Имам Шаарани, рахимахуллах, приводит ответ на этот вопрос имама Суюты (оба они были большими учеными шафиитского мазхаба), рахимахуллах, когда его спросили о переходе из одного мазхаба в другой. Среди прочих условий имам Суюты приводит:

«Перемена (мазхаба) должна быть связана с какими-то причинами религиозного характера, к примеру, этот человек не имеет знаний в науке фикха, и там, где он живет, он не может получить ответы на свои вопросы. Так что он начинает следовать иному мазхабу, поскольку ему легче получить помощь (от знающих людей). Для такого человека становится необходимым поменять мазхаб, и ему не следует оставаться в том мазхабе, где он был до сих пор…» (1).

Поскольку в вашей ситуации вам сложно получить ответы на вопросы (нет ученых, знающих шафиитский мазхаб), вам дозволено и даже желательно перейти в ханафитский мазхаб (полностью, а не частично, в каком-то вопросе). И такой переход (в другой мазхаб) не будет считаться следованием желаниям и страстям (что порицаемо) (2).
А Аллах знает лучше.

АбдульМаннан Низами, студент Даруль Ифта,

Чикаго, США.

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи

___________________

[1] قال الشعرانی: ورایت بخط الشیخ جلال الدین سیوطی رحمہ اللہ ما نصہ حین سئل عن الانتقال من مذھب الی اخر: الذی اقول بہ ان للمنتقل احوالا۔۔۔الثانی: ان یکون انتقالہ لغرض دینی۔۔۔(ک)ان یکون عاریا من الفقہ وقد اشتغل بمذھبہ فلم یحصل منہ علی شیئ، ووجد مذھب غیرہ اسھل علیہ بحیث ہرجو سرعة ادراکہ، والتفقہ فیہ، فھذا یجب علیہ الانتقال قطعا، ویحرم علیہ التوقف۔۔۔الاستمرار علی الجہل

[مقدمة اعلاء السنن فوائد فی علوم الفقہ، الفائدة الحادیة عشر، ذکر الشروط الثلاثة لجواز الانتقال من مذھب الی مذھب اخر، ج۲۰، ص۲۹۳، ادارة القران]

[2] وقال صاحب جامع الفتاوی من الحنفیة: یجوز للحنفی ان ینتقل الی مذھب الشافعی وبالعکس لکن بالکلیة، اما فی مسئلة واحدة فلا یمکن

[مقدمة اعلاء السنن فوائد فی علوم الفقہ، الفائدة الحادیة عشر، ذکر الشروط الثلاثة لجواز الانتقال من مذھب الی مذھب اخر، ج۲۰، ص۲۹۳، ادارة القران]

وقال بعضھم: لیس لعامی ان یتحول من مذھب الی مذھب حنفیا کان او شافعیا (ای لکون انتقالہ مبنیا علی التشہی والتلہی غالبا، والتلہی بالمذھب حرام بالاجماع)

[مقدمة اعلاء السنن فوائد فی علوم الفقہ، الفائدة الحادیة عشر، ذکر الشروط الثلاثة لجواز الانتقال من مذھب الی مذھب اخر، ج۲۰، ص۲۹۳، ادارة القران]

 

۔۔۔انما ینتقل لغرض دنیوی او شہوة نفس لما فی المذاھب الاخر من الرخصة فی بعض المسائل الذی قد ابتلی بہ المنتقل، وھذا ھو منشا ترک التقلید جملة، وقد مر ان التلہی بالاحکام حرام بالنص والاجماع

[مقدمة اعلاء السنن فوائد فی علوم الفقہ، الفائدة الحادیة عشر، ذکر الشروط الثلاثة لجواز الانتقال من مذھب الی مذھب اخر، ج۲۰، ص۲۹۵، ادارة القران

317

Последние статьи
31.08.2017
Подробнее
27.08.2017
Подробнее
09.08.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.