Вода Зам-Зам: адабы (этикет) при ее употреблении - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Вода Зам-Зам: адабы (этикет) при ее употреблении

 

Вопрос:

Правильно ли, что нужно пить воду Зам-зам, стоя и обратившись в сторону киблы?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Ваш вопрос состоит из двух частей:

1) Нужно ли обращаться в сторону киблы при употреблении воды Зам-зам и 2) Положение (шариатский хукм) ее употребления стоя или сидя. Мы обсудим эти вопросы отдельно инша Аллах.

1) Многие ученые упоминают в своих работах, что обращение в сторону киблы при употреблении воды Зам-зам  является одним из адабов.

Доказательством этому служит хадис, который был связан с Абдур-Рахманом ибн Аби Мулайка, который пришел к Ибн Аббасу (да будет доволен им Аллах), и тот спросил его: «Откуда ты идешь?» Человек ответил: «Я пил из источника Зам-зам». Ибн Аббас тогда спросил: «Ты пил из него как полагается?» Тот человек ответил: «О Ибн Аббас, а как я должен пить из него?» Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) тогда сказал:

«Когда ты пьешь воду Зам-зам, ты должен обратиться в сторону киблы, произнести имя Аллаха, пить ее в три приема, и пить столько, сколько сможешь выпить. Когда закончишь пить, произнеси «Альхамдулиллях». Разница между нами и лицемерами в том, что они не пьют эту воду, пока не напьются» (Сунан ад-Даракутни, 2/288, Сунан ибн Маджа, 3061, сказал Аль-Бусири в своем Заваид, что цепь этого хадиса сахих).

Поэтому ученые различных школ исламского права говорят о желательности пить воду Зам-зам, обратившись к кибле (Ибн Абидин, Радд-аль-Мухтар, 2/524, Навави, Аль-Маджму, 8/250, Бахути, Шарх Мунтаха-ль-Ирадат, 2/65).

Такая практика является весьма желательным действием – как призывал к этому великий сподвижник Абдулла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах). Тем не менее, это не является обязательным, поэтому не будет греха на том, кто этого не сделает. Время от времени практика обращения к кибле настолько преувеличивается, что на человека, который этого не делает, смотрят свысока. Этого следует избегать.

2) Пить воду Зам-зам стоя или сидя

а) По мнению многих ученых-ханафитов, желательно пить воду Зам-зам стоя. Такое мнение предпочли ханафитские ученые, как Мулла Али Кари, имам аль-Лакнави и имам Ибн Абидин, который приводит это как один из адабов при употреблении воды Зам-зам (См. Али аль-Кари, Джам-аль-Васаиль, Лакнави, Умдат-аль-Рийя, 1/267, Радд аль-Мухтар, 2/524).

Их мнение опирается на следующие хадисы:

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я прислуживал при употреблении воды Зам-зам Посланником Аллаха (мир ему и благословение), и он пил ее стоя» (Сахих аль-Бухари, 1528 и Сахих Муслим, 2027).

Ибн Аббас также рассказывает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пил воду Зам-зам, во время чего он стоял (Сахих Муслим, 2027).

Великий ученый по хадису и факих ханафитской школы Мулла Али аль-Кари (да помилует его Аллах) объясняет, что общей практикой Посланника Аллаха (мир ему и благословение) был пить эту воду, не присаживаясь, и это действительно Сунна. Причина состоит в том, что желательно пить воду Зам-зам как можно больше, а это лучше получается в положении стоя.

б) По мнению многих ученых-шафиитов и ученых других мазхабов, Сунной является питье этой воды сидя, по их мнению, стояние во время ее употребления считается макрух танзих (нежелательное на грани дозволенного).  Это связано с общим запретом пить воду стоя, который передается во многих хадисах – которые, по мнению этих ученых, включают в себя и воду Зам-зам.

К примеру, передается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не одобрял питье воды стоя (Сахих Муслим, 2024).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Никто из вас не должен пить стоя. Если кто-то забудет это сделать, эту воду следует извергнуть обратно» (Сахих Муслим, 2026).

Великий ученый по хадису и факих шафиитской школы имам Навави (да помилует его Аллах) объясняет в своих комментариях, что запрет данной практики относится к макрух танзих (нежелательное близкое к дозволенному), а не к запретному (харам), поскольку есть некоторые хадисы, где сказано, что Пророк (мир ему и благословение) иногда пил стоя.

Он имел обыкновение выполнять определенные действия для того, чтобы показать их допустимость – несмотря на то, что чаще выполнял их наоборот. Таким образом, его регулярной практикой было пить воду сидя, но в редких случаях он вставал, чтобы показать, что это не является запретным (Навави, аль-Минхадж, шарх Сахих Муслим, с. 1532).

В) По мнению многих маликитов и ханбалитов разрешается пить Зам-зам или любую другую жидкость стоя. Это связано с хадисами, которые приведены выше (См. Мардави, Аль-Инсаф, 8/330, Ибн Джузай, Аль-Каванин аль-Фикхийя, 646).

В заключение скажем, что не является обязательным пить воду Зам-зам стоя или сидя, поскольку оба способа ее употребления допускаются. Некоторые ученые считают, что лучше стоять, некоторые говорят, что лучше сидеть , а некоторые говорят, что оба способа равны . Таким образом, никто не должен упрекать или смотреть свысока на того, кто будет пить воду Замзам стоя или сидя.

А Аллах знает лучше.

Муфтий Мухаммад ибн Адам

Даруль-Ифтаа

Лейстер, Великобритания

 

http://daruliftaa.com

4941

Последние статьи
19.11.2017
Подробнее
15.10.2017
Подробнее
21.09.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.