Восполнить всё (3) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Восполнить всё (3)

Как восполнить пропущенные намазы?

Если вы пропустили намаз по своей вине, то следует покаяться в этом грехе.  Частью покаяния (тауба) будет восполнение намазов, то есть в данном конкретном случае следует не только искренне раскаяться, но и приложить все усилия к тому, чтобы восполнить пропущенное.

В случае если намаз был пропущен не по вашей вине и греха нет, нужно просто восполнить намаз.

Восполнить значит прочитать намаз, аналогичный пропущенному, с намерением на восполнение. Намерение на намаз звучит примерно следующим образом: «Я намереваюсь восполнить первый пропущенный фаджр/зухр/аср/магриб/иша/витр». Разумеется, название самого намаза может звучать иначе, в соответствии с вашим языком и идиолектом. Отметим и то, что намерение проговаривать вслух не обязательно (хотя это желательно (мустахабб)), как не обязательно и мысленно оформлять его как предложение (вербально думают не все). Для того чтобы намерение было действительным, достаточно осознания того, что вы собираетесь совершить.

Можно ли не восполнять обязательные намазы, но вместо них делать желательные?

Это довольно распространенное поверье – что намазы восполнять не надо, вместо этого следует усердствовать в желательных намазах. Такой подход неправилен.

Большинство ученых считало, что желательные намазы действительно помогают устранить допущенные ошибки в обязательных намазах и служат своего рода компенсацией за промахи, однако они не заменяют намаз, если он вообще не был совершен. Таким образом, не получится читать желательные намазы вместо восполнения обязательных.

Да, есть и другое мнение (редкое) – что желательные намазы все-таки могут заменить обязательные, однако, даже если считать так, нет никакого указания на количество. Может быть, один обязательный намаз равен тысяче желательных. Мы не знаем численного соотношения фардов и сунн. Поэтому даже те ученые, которые полагали, что своего рода замена теоретически возможна, не считали дозволенным не восполнять пропущенные обязательные намазы, заменяя их желательными.

Однако в ханафитском мазхабе (согласно которому составлен этот цикл статей) не дозволяется не совершать намазы сунна муаккада, если есть долговые намазы. Необходимость отказаться от сунн – это мнение шафиитского мазхаба, но не ханафитского. В мазхабе имама Абу Ханифы (да помилует его Аллах) нужно по-прежнему усердствовать в намазах сунна муаккада. Несовершение сунны муаккада регулярно и без уважительной шариатской причины считается грехом. Поэтому вам следует как выделить время на восполнение, так и продолжать читать два ракаата перед фаджром, четыре ракаата перед зухром и так далее.

Хочу отметить, что мнение насчет того, обязательно или нельзя читать сунну, если есть долговые намазы, вызывает какие-то странные реакции в мукаллидах обоих мазхабов: ханафитского и шафиитского. Ханафиты страдают, что нужно читать еще и сунны, времени не хватает. Шафииты страдают, что теперь сунну нельзя читать – вместо того чтобы усерднее восполнять. СубханАллах! Следуйте своему мазхабу и успокойтесь! Вы уверены, что, перейдя в другой мазхаб, вы не были бы точно так же не довольны новым решением? Все, что в вашем мазхабе считается способом совершения поклонения, и есть поклонение.

Восполнение намазов – это вопрос убежденности и тайм-менеджмента. Вот и все. На практике очень редко бывает так, что человек не успевает восполнять намазы именно из-за совершения намазов сунна муаккада. Те, кто восполняет, восполняют, успевая и желательные намазы. Те, кто не восполняет, ищет повод. И не факт, что даже сунны в этом случае они будут делать регулярно, хотя и используют их как щит от восполнения фардов. Да защитит нас Аллах.

Если я буду восполнять намазы в Мекке/в Медине, зачтется ли этот намаз за десять/сто/семьсот/тысячу?

Нет. В текстах, где говорится об этом, имеется в виду разница в награде, но не буквальная фикховая аналогия.

Можно ли выплатить фидью за пропущенные намазы?

Короткий ответ: да, но для этого надо умереть.

Пока вы живы, у вас есть возможность восполнить намаз физически. Поэтому выплачивать фидью за пропущенные намазы не разрешается. Лучше всего – успеть восполнить все при жизни.

Однако вам следует указать в завещании, сколько у вас пропущенных намазов, с тем чтобы наследники в случае вашей смерти выплатили бы из вашего имущества необходимую сумму. ИншаАллах, если вы усердно восполняли намазы в течение жизни и не успели, это зачтется как восполнение. Наследники могут выплатить фидью за пропущенные намазы умершего, даже если он не указал это в завещании, и есть надежда, что это тоже примется.

Будет правильным указать необходимость выплачивания фидьи в завещании заранее и вести календарь восполнения в любой форме, чтобы, если вы умрете, наследники смогли узнать, сколько намазов вы уже восполнили и сколько осталось.

Малика Умм Яхья

975

Последние статьи
31.08.2017
Подробнее
27.08.2017
Подробнее
09.08.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.