Вопрос:
Выявление недостатков товара – это обязанность продавца или это находится на ответственности покупателя?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Основной принцип исламского коммерческого права состоит в том, что любой товар или продукт должен быть лишен недостатков и дефектов (См. Аль-Маджалля аль-Ахкам аль-Адалийя, статья 336). Также обязанностью продавца является быть правдивым и указать на определенный дефект товара, если он знает о нем, в противном случае он будет виновен в совершении серьезных грехов обмана и мошенничества.
Имам Бухари, да помилует его Аллах, в главе своего Сахиха передает от Адды ибн Халида, который рассказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) написал для меня (купив у меня): «Это – то, что Мухаммад, Посланник Аллаха, купил у Адды ибн Халида. Передача товара от одного мусульманина другому, не скрывая дефекты, без хитрости и обмана» (Сахих аль-Бухари, 2/731).
Имам Бухари затем цитирует сподвижника Укбу ибн Амина (да будет доволен им Аллах):
«Будет недозволенным для человека продавать товар, зная, что он имеет дефекты, но не упоминать о них» (там же).
Сподвижник Хаким ибн Хизам (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«У продавца и покупателя есть выбор (заключить сделку) (или нет) пока они не разошлись. Если оба они скажут правду и ясно объявят (о своем товаре), то в их торговле будет баракят. Но если они что-то скроют и солгут, их сделка будет лишена баракята» (Сахих аль-Бухари, 1974, Сахих Муслим, 1532).
Имам Навави (да помилует его Аллах) в объяснении этого хадиса пишет: «Это (слова правды и ясное объявление свойств товара) означает, что обе стороны должны ясно объявить о том, что должно быть выявлено, как дефекты товара и тому подобное…» (Аль-Миххадж шарх Сахих Муслим, с. 1170).
Василя ибн аль-Аска (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да будет доволен им Аллах) сказал: «Кто будет продавать некачественные товары, не объявляя об этом, он находится под гневом Аллаха, и ангелы будут проклинать его» (Сунан Ибн Маджа, 2873).
Имам Хаскафи, известный классический правовед ханафитской школы пишет: «Сокрытие дефектов продаваемого товара или мошенничество с ценой являются запретными (харам)» (Ад-Дурр аль-Мухтар, 5/47).
Также сказано в Аль-Фатава аль-Хиндийя:
«Если человек хочет продать некачественные товары, и он знает [что они с дефектом], необходимо (ваджиб) для него показать это. Если он не сделает этого, то некоторые наши ученые заявляют, что он становится явным грешником (фасик), чье свидетельство должно быть отклонено [в суде]” (Аль-Фатава аль-Хиндийя 3/210).
Все вышеупомянутые примеры ясно демонстрируют, что обязанностью продавца будет указать на любые ошибки или дефекты в продаваемом товаре. Если он откажется сделать это, несмотря то, что он знал об этом, на нем будет серьезный грех.
Однако есть несколько пунктов, которые нужно иметь в виду здесь:
1. Дефект (аиб) есть то, что по мнению экспертов, снижает рыночную стоимость товара (См. к примеру Руководство для османских судов по коммерческим сделкам в соответствии с ханафитским фикхом, Аль-Маджалля аль-ахкям аль-адалийя, статья 338). Поэтому продавец не обязан упоминать об естественном износе и потертостях товара.
2. Дефект или недостаток должен быть в наличии во время продажи или во время, когда продаваемый товар был во владении продавца, но не после. Здесь имеется в виду любой дефект, который имел место до продажи или после продажи, но прежде чем продавец передал товар покупателю (Аль-Маджалля аль-ахкям аль-адалийя, статья 339-340).
3. Если продавец продал товар с недостатками, не объявляя их, покупатель имеет право отменить сделку. Он может принять товар по фиксированной цене или возвратить его и вернуть деньги. Это называется «выбором вследствие недостатка» (хийяр аль-айб) (Аль-Маджалля аль-ахкям аль-адалийя, статья 337).
4. Если продавец делегирует ответственность за осмотр товара покупателю и снимает с себя ответственность за любые дефекты или ошибки, и покупатель принимает это условие, то продавец не будет греховен в сокрытии правды и обмане. Кроме того, покупатель не будет иметь права отменить сделку, если он обнаружит дефект в проданном товаре (Имдад аль-Ахкам 3/404; Аль-Маджалля аль-ахкям аль-адалийя, статья 342).
А Аллах знает лучше.
Муфтий Мухаммад ибн Адам,
Даруль-Ифта,
Лейстер, Великобритания.