Автор: Абу Али аль-Ашари
***
Али сказал: «Нет покоя у завистника, нет брата у критикана, и нет любящего плохо воспитанного»[1].
***
Один человек сказал Халиду ибн Сафвану: «Я тебя люблю».
На это он ответил: «А что тебе мешает? Я ведь не твой сосед, не брат и не сын твоего дяди»[2].
Иными словами, близость — это одна причин зависти.
***
Шейх Мухаммад Абдуль-Вахид: «Отец Кади Абу Яля аль-Ханбали был ханафитом. Некоторые ваххабиты говорят, что он скрыто остался ханафитом и пришел в ханбалитский мазхаб, чтобы испортить его».
***
Изданная книга Ибн Тахира «Сафват ат-тасаввуф» — это мухтасар.
***
Имам аль-Авзаи: «Я застал людей знания, которые использовали сивак особенно тщательно перед фаджром и зухром»[3].
***
Имам аль-Газали: «Говорящий о тебе плохо за спиной отдаст тебе свои хорошие дела, а кто хвалит тебя, тот ломает тебе хребет. Так почему ты радуешься, когда тебе ломают спину, и печалишься, когда тебе дарят благие дела, которые приближают тебя к Аллаху?»[4]
***
Информационная гигиена — важнейшая вещь для сохранения психической стабильности и адекватности.
***
Омейяды не произносили такбиры при наклонах в намазе, а произносили их, только когда поднимались[5].
***
Фудейль говорил: «Кто хочет посмотреть на показушника, пусть посмотрит на меня»[6].
***
Ибн Абдуль-Барр: «Часто бывает что некоторое знание о Сунне есть у одних ученых, а у других отсутствует. Нет сподвижника, не упустившего что-то из хадисов, и поэтому охватить все невозможно. Это не знает только тот, кто не уделяет внимание знанию. А поздние ученые получили доступ к этому знанию, потому что оно оказалось собрано в книгах, но из-за этого их настигли изъяны в памяти»[7].
***
Аш-Шааби проходил мимо аджамов, которые изучали грамматику, и сказал им: «Исправьте то, что вы испортили»[8].
***
Омейяды потерпели крах отчасти потому, что их многие великие воины погибли при осаде Константинополя.
***
Споры почти всегда — попытка убедить человека в том, что он не хочет понять. Самое эффективное — это объяснить, какое мнение выбрал ты и почему.
***
Иногда спор — метод затушить собственные сомнения.
***
Абу Али ибн Шазан — ашарит-мухаддис, один из учителей имама Хатыба аль-Багдади. Однажды к нему пришел человек и просил передать, что увидел во сне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и тот велел ему передать приветствие Ибн Шазану. Когда Абу Али ибн Шазан услышал это, то расплакался и сказал, что не знает, за какие дела он удостоился такого почета, кроме терпения в постоянном чтении хадисов и чтении салавата Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует[9].
***
Цивилизация развивается, когда ощущает свои недостатки и пытается их устранить. Когда начинается наслаждение своим величием, это начало конца.
[1] Шарх Макамат аль-Харири, 1/136.
[2] Шарх Макамат аль-Харири, 1/136.
[3] Тамхид, 5/215.
[4] Аль-Ихья, 6/314.
[5] Шарх Маани аль-асар, 1/285.
[6] Аль-Ихья, 6/333.
[7] Тамхид, 5/438.
[8] Аль-Баян ват-табьин, 2/69.
[9] Тарих Багдад, 8/224.