Автор: Абу Али аль-Ашари
***
Али ибн Муваффак аль-Абид: «Я совершил за Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) 30 хаджей и сделал 700 хатмов Корана»[1].
***
Когда ответы уже готовы, то нет ничего ненавистнее новых фактов. Когда ответы — это попытка объяснить факты, то нет ничего прекраснее, чем новые факты.
***
Единство наследия (вахдат ат-турас)
Одна из проблем всех течений — нежелание видеть наследие во всей своей сложности. Например, если взять тему истигасы, то ваххабиты пытаются представить, что до Субки все ученые считали это ширком, а потом пришел Субки и попытался оправдать ширк. А суфии считают, что все до Ибн Таймиййи обращались к умершим авлия за помощью, а потом пришел Ибн Таймийя и попытался это запретить. Обе концепции не отражают наследие ученых в этом вопросе. Какой разумный итог? Если есть разногласие, то нельзя выносить такфир. Если есть разногласие, то лучше не делать. И самое главное — не искажать слова ученых в угоду своей позиции!
***
Имам аль-Газали: «Нельзя переставать что-то делать из-за страха, что будешь показушничать. В этом и есть конечная цель шайтана. А [правильная] цель — в том, чтобы дела делали искренне, а если все перестанут делать разные дела, то не будет ни дел, ни искренности»[2].
***
В шестом-седьмом веке появился мужик, которого звали Ратан аль-Хинди. Он заявлял, что он табиин, которому уже 600 лет, и передавал хадисы. И люди охотно шли к нему. Некоторые ученые даже караматами пытались этот факт оправдать, хотя большинство хафизов это отвергло сразу же. Это показатель критического мышления в умме.
***
Батынизм начинается с отказа делить аяты на мухкам и муташабихат.
***
Споры — это обычно так: «Докажи мне мою ошибку в том, что я никогда не признаю ошибкой».
***
Часто в «Тарих аль-Багдад» встречал такую формулировку о разных мухаддисах: «Слушал хадисы такого-то на основе выборки ад-Даракутни (بانتخاب الدارقطني). Спросил муфтия Бана, что означает это выражение. Он сказал, что обычные мухаддисы и ученые спрашивали крупнейших знатоков своего времени, к кому пойти учиться и какие хадисы у него слушать. И крупнейшие мухаддисы, которые знали хадисы обычных мухаддисов лучше, чем они сами, отвечали тем, кто спрашивал у них совета: «Иди к такому-то и слушай у него такую-то книгу или такие-то хадисы, потому что конкретно в этой книге или хадисах у него уникальный иснад, а все остальное у него такое же, как у всех».
***
Наше время — время пустых титулов и званий.
***
Любовь и ненависть должны иметь границы. Когда у любви нет границ, то это может привести к обожествлению, а когда ненависть не имеет границ, это может привести к желанию спорить с ненавистным человеком, даже если он прав. Это часто заметно у суфиев с ваххабитами: суфии не хотят носить бороду, чтобы не походить на ваххабитов, а ваххабиты не хотят носить чалму, чтобы не походить на суфиев.
***
Какие бы советы я дал самому себе 10 лет назад? Не спешить с медийностью, больше уделять внимание вспомогательным наукам (сарф, баляга, нахв), не спешить с выводами, сторониться конфликтов, отложить в долгий ящик модные спорные темы.
[1] Тарих Багдад, 13/599.
[2] Аль-Ихья, 9/90.