«Что о том или другом подумают люди? Одобрят ли они мой поступок? Не будут ли они смеяться надо мной?» – Кажется, что такие проблемы влияют на наши действия, особенно на наше поведение в обществе, больше всего. Давление общества является мощной силой. Оно работает, обращаясь к нашей боязни подвергнуться насмешкам, оскорблениям или критике. В праведном обществе общественное мнение может служить добру, удерживая людей от совершения дурных поступков. Но в реальном мире оно чаще всего становится злой силой, принуждая людей совершать дурные поступки, или наоборот, мешая им совершать что-то правильное и хорошее. Вопрос о правильном и неправильном для человека превращается в вопрос приемлемого и неприемлемого в обществе.
В некоторых случаях мы признаем существование этой злой силы. Почти каждого родителя в современном мире беспокоит влияние со стороны сверстников на их детей. Едва ли существует какой-то грех, который не привлекает современных подростков – будь то наркотики, спиртное, сигареты, распущенность, насилие – в основе всего этого лежит прежде всего, давление со стороны сверстников. Бесчисленное количество жизней было искалечено и разрушено этой злой силой. Но разве является это влияние окружающих свойственным только миру молодежи? Очевидно, что нет. Мы думаем о нем больше всего из-за масштабов разрушения, которое оно вызывает, но общая тенденция его влияния не отличается от влияния общественного мнения и в других сегментах общества.
Во многих случаях те же родители-мусульмане, которые искренне беспокоятся о давлении окружающих на их детей, сами поддаются влиянию общества в других вопросах. Многие из них участвуют в праздновании дней рождения или в рождественских вечеринках у себя на работе, лишь бы не выделяться из коллектива. Многие из них говорят, что они мусульмане, но с «открытым, свободным» мышлением: «Ислам на самом деле – очень передовая и современная религия. Она позволяет нам делать все, что хочет от нас общество. Многие мусульмане просто-напросто слишком фанатичны и не осведомлены о собственной религии».
Явление не ограничивается только западным миром. Большинство мусульманских стран сегодня также явно склоняются на сторону неправильного поведения под влиянием времени. Там также процветают грех, неисламские традиции и дурные новшества в религии. Наиболее заметные символы исламской жизни, прежде всего, оказываются мишенями этого общественного давления. Во многих мусульманских обществах ношение мужчинами бороды или женщинами хиджаба рассматривается как преступление, наказываемое всеобщим осуждением или насмешками. Если человек продолжает настаивать на своем в соблюдении этих вещей, его называют фанатиком.
На самом деле во всем этом нет ничего нового. Эта психологическая атака так же стара, как сама борьба между добром и злом. Коран рассказывает нам о том, что все пророки подвергались насмешкам со стороны людей, которых они пытались спасти от вечного наказания. Их называли лжецами и колдунами, их высмеивали за «чрезмерное благочестие», говорили, что они лишились разума.
Вспомним, к примеру, историю пророка Нуха (мир ему). Строительство им ковчега считалось доказательством того, что он не в своем уме. Строить корабль за тысячу километров от моря! Что может быть безумнее, чем это?
В Коране говорится:
«И делал он [Нух] ковчег, и каждый раз, когда проходила мимо него знать из его народа, они насмехались над ним. Он [Нух] сказал: «Если вы (сегодня) насмехаетесь над нами, то и мы будем насмехаться над вами (когда начнётся потоп), как вы насмехаетесь» (11, 38).
Они забавлялись, высмеивая пророка Нуха (мир ему). Вряд ли они осознавали, что в ближайшее время воды потопа смоют всю их невежественную самоуверенность. Можно представить себе, какой ужас охватил их, когда предсказанное пророком настигло их.
Такова история борьбы между истиной и ложью. Правда, в конечном счете, восторжествует. Но до этого ложь получает большое удовольствие от насмешек над истиной. Вот почему истина привлекает людей, обладающих прозорливостью и мужеством, терпением и мудростью. Они все время держат перед глазами конечный результат. Их не смущают оскорбления и ложная пропаганда, с которой они непременно столкнутся. Именно поэтому Коран говорит о верующих, которые любят Аллаха, и которых любит Аллах:
«Они не боятся насмешек порицающих» (5, 54).
Мы должны понимать, что самой смешной вещью на самом деле будет оставление прямого пути, опасаясь насмешек со стороны тех, кто устремляется навстречу вечной погибели. Быть сумасшедшим на самом деле – это сознательно не повиноваться Аллаху из страха быть названным сумасшедшим.
Коран уверяет нас, и история подтверждает это, что верующий не может надеяться, что он пройдет жизнь, не подвергаясь насмешкам и оскорблениям.
Когда смех становится слишком громким, мы должны помнить, что вожди народа Нуха (мир ему) также смеялись над ним. Но кто будет смеяться последним?
"Поистине, которые взбунтовались [стали неверующими] над теми, которые уверовали, надсмехались [издевались] (в преходящем мире). И когда (те неверующие) проходили мимо них [верующих], подмигивали друг другу (подшучивая и издеваясь над верующими), а когда (те неверующие) возвращались к своим семьям (и родственникам) (после своих встреч), возвращались радостными (так как они испытывали удовольствие от издевательств) (и в кругу семьи с гордостью рассказывали о своих поступках}.
И когда (многобожники) видели их [сподвижников пророка Мухаммада], (то) говорили: «Ведь эти, конечно, заблуждаются (то, что следуют за Мухаммадом)!» А (хотя) они [противники Истинной веры] не были посланы наблюдателями [надсмотрщиками] над ними [уверовавшими]. А в тот день [День Суда] те, которые уверовали, (сами) посмеются над неверными (как те смеялись над ними в этом мире)" (83, 29 -34).