Автор: Абу Али аль-Ашари
Тарк
Имам аль-Ираки: «Желательность целовать черный камень указывает на нежелательность целовать то, на что Шариат не указывает целовать»[1].
***
Условия достоверности хадисов установлены разумом, а не Откровением, и получается, что мухаддисы на основе рациональных предпосылок определяли, что мог Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказать, а что не мог.
Чем это кардинально отличается от метода мутакаллимов и факихов?
***
Непрерывность иснада как одно из условий достоверности хадиса нужно, чтобы избежать возможности ошибки в матне, из-за того что можно пропустить слабого передатчика, который и ошибся. Но когда вероятность ошибки крайне мала, то этим условием могут пренебречь, как в случае с хадисами Саида Ибн аль-Мусаййаба от Умара.
***
Кто-то спросил Халида ибн Сафвана: «Почему, когда вы повторяете хадисы, асары и читаете стихи, меня клонит ко сну?» И он сказал: «Потому что ты осел в облике человека»[2].
***
Муфтий Ибрахим Десаи: «Если я перестаю заниматься аль-ифта, то начинаю болеть».
***
Урва ибн аз-Зубейр умер в состоянии поста[3].
***
Имам аль-Газали: «Нельзя на зло отвечать злом: если кто-то плохо говорит за спиной, то нельзя в ответ о нем говорить плохо; а если он шпионит, то нельзя шпионить за ним, а если он оскорбляет, то нельзя отвечать оскорблением. Возмездие определяет только Шариат»[4].
***
Когда в шариатских книгах говорят о разуме, то говорят о разуме, освещенном Кораном, Сунной и любовью к праведникам.
***
В Исламе есть две противоположные тенденции — желание практиковать Ислам таким, каким он дошел до нас, и стремление устранить из него новшества. И ключ к обеим вещам — это иснад.
***
Ибн Саад в «Табакате» придавал большое значение тому, является тот или иной передатчик мудаллисом или нет.
***
Передается, что человек пришел к Ибн Аббасу (да будет доволен Аллах ими обоими) и спросил его: «Если некто отказывает мне в наставлении на истинный путь и вводит меня в заблуждение, то он притеснил меня?»
Ибн Аббас сказал ему: «Если наставления на истинный путь — это твоя собственность, которая находится у него, то он тебя притеснил, а если это принадлежит ему, то он дает это кому пожелает и никакого притеснения тебя нет. И больше не приходи ко мне»[5].
***
Имам аль-Асмаи сказал: «Я слышал, как Абу Амер ибн аль-Аляъ сказал: «Я свидетельствую, что Аллах сбивает и наставляет. И если кто-то скажет: «Объясни это», — то я отвечу ему: «Избавь меня от себя»»[6].
***
Поэт сказал:
كلُّ امرئٍ راجعٌ يوماً لِشيمته
وإن تخلّق أخلاقاً إلى حينِ
Каждый человек возвращается к своей природе,
Даже если какое-то время притворялся благонравным.
[1] Фатх аль-Бари, 5/404.
[2] Аль-Баян ват-табиин, 1/170.
[3] Аль-Кашиф, 3/406.
[4] Аль-Ихья, 5/460.
[5] Ат-Тамхид, 4/59.
[6] Ат-Тамхид, 4/59.