Автор: Эльвира Садрутдинова
Обсуждаемые здесь качества наносят серьезный вред, как его обладателю, так и обществу в целом. Они являются причинами злословия, клеветы, причиняют не только физический, эмоциональный, но и экономический ущерб, приводят общество в состояние дестабилизации и смуты. Лечатся такие состояния души в специально организованных для этих целей учреждениях врачами психиатрами. Поговорим об агрессии и мести.
Агрессия из описания большого психологического словаря: мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).
Месть в толковом словаре Ушакова: намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания.
Эти понятия отличаются друг от друга целенаправленностью. В первом случае цели в деструкции достигают люди без их конкретизации, а во втором случае с конкретизацией. Это болезни общества вследствие упадка её духовной культуры. То и дело объявляют в СМИ, что где-то кого-то убили, похитили, причинили серьезный телесный ущерб и т. д.
Особенно часты такие явления в технически развитых странах, где отсутствует пропаганда моральных ценностей, а на смену ей пришли сексуальная распущенность, бесконтрольное употребления спиртных напитков, легких наркотиков, азартные игры, ориентация женщин на карьеру, а не на семью, а мужчин на накопительство и легкомысленное отношение к удовлетворению своих низменных потребностей. Что говорить, когда бытует подобное на нашей же улице, в наших домах, в собственных семьях? Поэтому так важен праведный пример и призыв к одобряемому, и предостережение от предосудительного:
“Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей…” (Исторгающие, 40).
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику» (Покаяние,71).
Особо хотелось бы выделить агрессию и злобу в отношении тех людей, которые отличаются от остальных национальностью, уровнем материального достатка, а также укладом жизни. Например, много злобы сейчас обращено на мусульман, которые живут в одном государстве, платят те же самые налоги, работают и отовариваются в тех же самых магазинах, но стараются вести скромный и праведный образ жизни. Источником такой агрессии является зависть: мусульмане борются со страстями своей души, а остальные нет. Общая неудовлетворенность обстановкой в обществе: её нестабильностью, все нарастающей жестокостью и равнодушием к самому понятию «личность» ведет к раздражению населения, его усталости, а также к ревности и зависти к тем, кто старается не впадать в болото безнравственности. Но зависть, ревность и агрессия не являются выходом из положения, а показывают еще большую слабость обладателя этих качеств. Такие люди могут «оправдываться» речами: «Вы – террористы, поэтому мы вас ненавидим!» И такие ложные обвинения можно услышать в свой адрес практически везде: в парке, когда ты прогуливаешься с ребенком, в магазине, в больнице и т.д. Я предлагаю мусульманкам в таких ситуациях не входить в споры и конфликты, не выяснять отношения и не оправдываться в том, к чему мы – мусульмане, не имеем никакого отношения. А показать своим спокойствием и доброжелательностью истинную цену силы своей нравственности, которая в нас от религии.
«Поистине, те, которые не уверовали, — все равно им, увещевал ты их или не увещевал, — они не веруют. Наложил печать Аллах на сердца их и на слух, а на взоры их — завеса. Для них великое наказание» (2 : 6, 7).
«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит» (Бухари, Муслим).
С агрессией и местью работает психиатр, ибо это опасное состояние, требующее порой немедленного медикаментозного лечения. Острые состояния агрессии и мести психотерапевт не лечит и более того, не консультирует, ибо это рискованно для его же здоровья. Психиатр же снимает острое состояние клиента медикаментозным способом и наблюдает за ним в течение всего периода его нахождения в психиатрическом учреждении. Его цель – сделать пациента безопасным для себя и для общества.
Как борется ислам с разрушительными качествами агрессии и мести?:
В Коране есть описание сердец, аяты которые не просто рассказывают о сердце, но открывают нам сущность человеческой натуры. Сердце — это то, что связывает человека с Аллахом. Вот только некоторые виды сердец описанных в Коране: больные сердца, грешные сердца, сердца покрытые ржавчиной, беспечные (закрытые), жестокие подобные камню, и даже хуже, чем камень, запечатанные сердца (они ничего не понимают), нехорошие сердца, хорошие сердца, возвращающиеся сердца, смиренные, покорные, мягкие, умиротворённые, спокойные, духовно здоровые. И наша задача, цель нашей жизни прийти к Аллаху со здоровым сердцем.
Аллах Всевышний сказал: «По этой причине предписали Мы сынам Исраила: кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех. А кто оживил ее, тот как будто бы оживил людей всех» (Трапеза, 32 аят).
«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения» (сура аль-Бакара, 256 аят).
« … сдерживают свой гнев и прощают людям (,ведь) Аллах любит тех, кто творит добро! («Семейство Имрана», 134).
Всевышний также сказал: «Держись прощения, побуждай к добру и отстраняйся от невежественных!» («Преграды», 199).
«Не равны между собой доброе и дурное: отражай же (дурное) тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет как близкий друг. И не будет наделён этим никто за исключением проявлявших терпение, и не будет наделён этим никто, кроме обладающих великим уделом» («Разъяснены», 34 — 35).
Всевышний Аллах также сказал: «Что же до тех, кто проявлял терпение и прощал, то, поистине, это — от решимости в делах» («Разъяснены», 43).
Из прощальной проповеди пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует:
«О люди! Воистину, у вас один Господь и у вас один отец. Все вы – потомки Адама, а Адам был сотворен из глины. И нет преимущества у араба перед неарабом, и нет преимущества у неараба – перед арабом. И нет преимущества у белого человека перед чернокожим, и у чернокожего – перед белым, разве что лишь в богобоязненности. Истинно говорю вам – благороднейший из вас тот, кто наиболее богобоязнен».
Из сборника хадисов, Бухари: «Вера — есть отказ от всякого насилия». «Пусть никакой мусульманин не поддержит насилия». «Нельзя ни причинять зло, ни возмещать злом». Из сборника хадисов, Муслим: «Поистине, Аллах добр, Он любит доброту и дарует за неё то, чего не дарует ни за суровость, ни за что иное».
Эльвира Садрутдинова