Манипуляция сознанием. Часть 6 - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Манипуляция сознанием. Часть 6

Автор: Эльвира Садрутдинова

 

Сегодня разберем прием массовой манипуляции сознанием — «негативизация». При негативизации чего-либо манипулятор использует демонстрацию отрицательных качеств (сторон) предмета манипуляции как процесс придания предмету манипуляции недостойного, отрицательного имиджа, «с которым лучше не связываться» и «не ассоциироваться».

Используя негативизацию, как разрушение, манипулятор приписывает предмету манипуляции отрицательные и плохие качества, или гипертрофированно «раздувает» имеющиеся незначительные так, чтобы они полностью «перекрывали» все положительные качества.

В этом случае реципиент «не замечает» или не принимает в расчет все то положительное, что имеется у предмета манипуляции, и рассматривает его исключительно, как носителя отрицательных качеств.

Негативизация, как разрушение — один из классических способов манипуляции сознанием. Проще всего обмануть жертву манипуляции, убедив ее в том, что навязываемый манипулятором предмет манипуляции — хороший, а тот, от которого он пытается «отговорить» жертву, — плохой. Для этого зачастую манипулятору даже не нужно расхваливать «свой товар», а достаточно представить в невыгодном свете «конкурента». В народе такой прием называется «навешать всех собак»: обвинил оппонента во всех смертных грехах, и пусть он дальше «отмывается», как хочет. В некоторых вариантах такой прием манипуляции применяется, чтобы за раздуванием реальных или вымышленных грехов оппонента скрыть свои собственные.

Косвенная негативизация, как разрушение, — весьма простой, эффективный и оттого часто встречающийся прием манипуляции. Задача манипулятора — негативизировать, условно говоря, «конечный предмет манипуляции» не впрямую, а косвенно, через упоминание отдельных его недостатков, минусов, отрицательных сторон (реальных и, что бывает очень часто, — вымышленных).

Условно схема манипуляции выглядит так: манипулятор, показывая, какие «огромные недостатки» имеет объект манипуляции, закладывает в сознание реципиента установку, что предмет этот принципиально плох и его нужно либо разрушить, либо «коренным образом улучшить» (что, чаще всего, равнозначно). «Недостатки» выступают в роли главного предмета манипуляции. Они обсуждаются, о них рассказывается — но настоящей мишенью является «конечный предмет манипуляции». Расчет делается на то, что, если несколько раз напомнить о «серьезных недостатках» «конечного предмета манипуляции», реципиент может начать воспринимать его так, как нужно манипулятору. Эффективным средством противодействия является понимание сути данной манипуляции: через негативизацию частности добиваться негативизации целого.

Негативизация как противоядие:

Данный прием эффективен, но, из-за специфичности и сложности исполнения, используется сравнительно редко. Суть его в том, что манипулятор, стремясь сокрыть некую информационную установку (факт, явление, тенденцию и пр.), не может это сделать из-за излишней заметности этой установки или сообразительности реципиента. В этом случае манипулятор упоминает информационную установку, создавая видимость своей «честности» и «объективности». Однако вслед за этим она выставляется в отрицательном, неприглядном виде. Это может достигаться через демонстрацию отрицательных качеств сообщившего такую информацию, или через косвенное упоминание о ее «возможной необъективности» (в этом случае манипулятор, к тому же, еще и выступает как защитник «объективности»), либо с помощью иных приемов, косвенно дискредитирующих не саму данную информацию, а нечто, с ней неразрывно связанное. Результатом является, по замыслу манипулятора, перенос реципиентом отрицательной оценки с того, что демонстрируется в отрицательном виде, на саму информационную установку. Приняв отрицательное значение, эта информационная установка предстает перед жертвой манипуляции в отрицательном (необъективном) виде.

Данный прием использует эффект «ассоциативной цепочки», так как отрицательное значение носителя информации ассоциативно увязывается с самой информацией. Разница исключительно в методике подачи — в данном случае она проведена более тонко и умело. Настоящий прием зачастую используется вместе с приемом «присвоение новости», так как манипулятор «сам», «первым» сообщает информационную установку, отрицательную для реципиента. Эффективным способом противодействия такому приему является точное осознание реципиентом того, что является для него желательным, а что — нет. В этом случае никакие демонстрации «косвенно отрицательных» качеств того, что реципиенту на самом деле важно и нужно, не смогут его обмануть.

Примером негативизации может служить фильм «Невинность мусульман», ставящий своей целью отвратить зрителя от ислама. В нем много других приемов психологического воздействия, в частности невербального, когда в диалоге мужчин при упоминании имени пророка милости, да благословит его Аллах и приветствует, внезапно слышится выстрел или также внезапно изменяется звуковая дорожка в антиисламских фразах киногероев, что усиливает исламофобию на эмоционально-чувственном плане. В этом фильме, начиная от его названия и кончая титрами негативизация и ложь историческая, а сами титры подают информацию в виде мозайки или «перескока». Кричащее название этого фильма есть прием манипуляции сознанием, который носит название «негативизация, как противоядие».

В литературных произведениях, публикациях газет и журналов с антиисламскими настроениями содержатся масса манипуляционных приемов: подмена понятий, мозайка, ложь историческая, осмеяние, ассоциативная цепочка, оглупление, паразитирование на авторитете и многие другие. Негативизация же в них встречается чаще всего и золотой нитью проходит в этих трудах. Очень интересно анализировать эти писания, находя в них эти приемы манипуляции. Удивительно, какое воздействие они имеют на публику, но всегда ли? Это зависит от читателя.

1068

Последние статьи
04.03.2020
Подробнее
18.10.2019
Подробнее
20.06.2019
Подробнее
© 2024 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.
Top