Автор: Эльвира Садрутдинова
Мусульманам, живущим на территории России, знакома ситуация, когда их образ жизни критикуется близкими людьми. Что делать в такой ситуации, и действительно ли она безвыходная или только кажется таковой?
Можно встретить на улице мать и дочь: мама одета в открытое короткое платье, а дочь в хиджабе. Дочь выходит замуж за мусульманина, и мать, приходя к ней в гости, дает советы, как изменить «закрытую, неинтересную и небезопасную в современном обществе» жизнь дочери.
Рождается ребенок, и заботливая бабушка со временем начинает поучать и его, негативно отзываясь об исламе и мусульманах. Дело доходит до того, что женщина, ставшая бабушкой в мусульманской семье, плохо отзывается о муже дочери перед ней и ребенком, пытаясь настроить их против него, а для поддержки подключает других родственников. Возникает конфликтная ситуация между родными людьми. В таком положении тяжело сохранить родственные узы, борясь за свое право жить в исламе.
Неужели противоречие в мировоззрении между самыми близкими людьми ведет к разладу, а потом и разрыву родственных отношений? И что делать, чтобы предотвратить подобное, болезненно переживаемое явление?
Начнем с того, почему родственники настроены против исламского образа жизни. Что им не нравится в положениях шариата: разве их не устраивает, что сын или дочь не курят, не пьют, целомудренны, уважительно относятся к старшим и родителям, защищают слабых и помогают им, держат данное слово, хранят имущество и секреты и т.д.?
Ведь есть семьи, чьи дети зависимы от спиртного и азартных игр, берут в долг и не отдают, небрежны к своим родителям, но почему-то их родственники не так негативно настроены к их образу жизни, как к мусульманскому, а порой и вовсе не делают им замечаний, ограничиваясь молчаливым неодобрением. Так в чем дело, откуда такая ненависть к тому, что человек старается быть идеальным для общества, в котором живет, семьи, к которой относится? Здесь много причин, которые хотелось бы отметить, подробнее останавливаясь на решении возникшей проблемы.
Среди основных причин нелюбви к мусульманскому образу жизни со стороны родственников лежит непонимание и неприятие. Но самым главным среди них является опасение родного человека, особенно родителя, что его близкий перестанет любить его, отдалиться от него или будет любить что-то или кого-то больше, чем его.
Остановимся подробнее на этих причинах: Непонимание зависит от количества и качества информации, которую мы предоставляем собеседнику в надежде быть понятными. Непонимание порождает трения, и если не удастся добиться понимания или найти в таком общении то, ради чего можно терпеть различия в мировоззрении, то они приведут к разрыву взаимоотношений. Из этого следует, что понимания можно добиться, если высказывать человеку информацию в доступной для него форме и достаточном количестве.
Неприятие зависит от таких факторов, как зависть, высокомерие, пониженная самооценка, безволие, любовь к власти и подчинению себе, но общим для них будет то, что человек постоянно выстраивает против взглядов другого человека барьеры, что мешает плодотворному общению и взаимоотношениям.
Хочется отметить, что Коран могут понимать очищаемые и очищенные сердца. Если в сердце зависть или высокомерие, или любой другой человеческий порок, то сложнее будет понять и принять Его положения, и жить согласно им. Если понимание/непонимание зависит от предпосылок интеллекта (память, внимание), самого интеллекта и получаемой информации, то принятие/неприятие зависит от внутренней работы человека – того, насколько он готов измениться ради истины которую познал и, которая заинтересовала его сердце своей красотой подобно тому, как пчёлы еще в полете привлекаются запахами душистых цветов.
Зависть, высокомерие, пониженная самооценка, безволие, любовь к власти и подчинению себе препятствуют принятию информации. Такой человек насмешливо и злобно отзывается о хиджабе или об употреблении халяльной пищи, демонстративно ест перед постящимся и предлагает ему свинину, а о пятикратных намазах говорит: «Разве чтобы Бог тебя услышал, нужны определенные часы?», что показывает скрытую агрессию с его стороны. На самом деле, этого человека задевает факт, что кому-то удалось поставить свое мировоззрение выше мнения общества, что кто-то может наперекор большинству жить согласно своему выбору, что у кого-то хватило смелости и терпения прийти к такому образу жизни путем осознанности и плодотворных мыслей. В такой обстановке быть нужно оставаться благорасположенным и добродетельным, улыбчивым, а острые углы сглаживать молчанием и ни в коем случае не вступать в ссоры, поддаваясь провокациям.
Завистливый и высокомерный человек станет прислушиваться к вам, когда увидит две составляющие: мягкость и кротость. Первое необходимо, чтобы он вступил и поддерживал с вами беседу, а второе для того, чтобы он усвоил ту информацию, которую вы ему предлагаете. Поверьте мне, это испытанный опыт и он дает хорошие результаты. И вчерашний враг сегодня может оказаться лучшим другом. Главное, «не задирать перед ним нос», быть сочувственным, понимающим, помогающим по отношению к другим, ну а если дело доходит до явной агрессии, то если не давать отпор, то достойно уйти. И не стоит забывать, что общество мусульманина – это общество, в котором есть для него самого польза в обоих мирах, а какая есть польза в ссорах и взаимном злословии? – Вы только отнимете у себя драгоценное время.
Человеку с пониженной самооценкой нужно говорить, что он красиво выглядит в мусульманской одежде, что после совершения намаза его лицо преобразуется, а улыбка привлекает сердца, что его тихая поступь к мечети и витрине с халяльной продукцией вызывает радость и уважение.
Безвольного человека нужно постоянно поддерживать словами и поступками, показывать ему как себя вести и что говорить. И делать это нужно ненавязчиво, мягко, искренно и с любовью. Необходимо хвалить то, что является образом жизни для мусульманина, сообщать, как хорошо становится после совершения намаза и продержанного поста, какой защищенной чувствует себя женщина в хиджабе, как легко и естественно жить согласно предписаниям Мудрого, Знающего Аллаха.
Сложнее приходится общение с человеком, который любит власть и подчинение себе. Чтобы заинтересовать такого человека и поддержать с ним разговор, нужно быть мягким, склонным к молчанию, больше слушать, быть в контакте ровно столько, сколько хочет того собеседник, а острые углы переживать краткими словами: «Не буду делать того, что не угодно Аллаху. Это мой выбор». И на каждые фразы в повелительном тоне отвечать в противовес мягко и спокойно, примерно такими словами: «Я буду делать то, что приказал мой Господь, Он Мудрый и Великий». Никогда не переходите в такой ситуации на личности и не злословьте. Со временем такому человеку станет интересно, откуда в вас такая стойкость и любовь к чему-то – ведь это то, что имеет власть над вами, которую он к вам применить не смог, и он начнет принимать информацию от вас. Вот тогда вы сможете говорить больше, чем он, и сообщить о религии то, что его интересует. При следующей встрече обсудим главную причину нелюбви родственников к мусульманскому образу жизни.